«Путин-Налич», «медведевское большинство» и Евровидение 2010 |
|
«Евровидение 2010» вернуло российского телезрителя в старые «добилановские» времена. Тогда, как все мы помним, результаты отечественных исполнителей были скромными, а объяснялись они, например, «непониманием бездуховной Европой глубины российского творчества» или «подлым ударом европейского истеблишмента в спину Москве». Музыкальный конкурс, финал которого в этом году прошел в ночь с 29 на 30 мая, снова подкидывает повод любителям порассуждать на тему «нет ничего нового на свете». Все, собственно, на месте - и политическое голосование в ряде стран Европы, и политические объяснения в России. Возможно, только, ныне это не так явно бросается в глаза.
Выбор Петра Налича в качестве российского представителя на конкурсе «Евровидение» был весьма символичен. С одной стороны, Налич успел приобрести репутацию человека, добившегося известности самостоятельно - альтернативы звездным проектам, открыто создаваемым по заказу и под контролем продюсера. С другой, Налич - это «дитя рунета». То есть, в какой-то мере олицетворение того слоя сравнительно образованных, достаточно молодых людей среднего (по российским меркам) достатка, который скептически настроен к чиновникам вообще, но все же получше - к участникам властного тандема. Слоя, готового как губка впитывать критическую информацию о промахах власти, но в то же время - вряд ли в массе своей готового выйти на акции протеста в реале. На этот слой, собственно, работал и имидж «либерала Медведева», и проекты «кремлевской модернизации». И вот теперь - выбор представителя на Евровидении, который большинство из них вряд ли могли не одобрить. В то же время, на Налича (в отличие от того же Димы Билана) никто и не возлагал миссии «показать басурманам силушку богатырскую». Привлечь внимания к его выступлению различными зрелищными эффектами (по аналогии с первым выступлением Билана - скажем, балеринами, вылезающими из его гитары) или участием знаменитостей в его номере, никто также не пытался. Более того, традиционного обсуждения в студии «Первого канала», где Отар Кушанашвили ясно объяснил бы, в каком месте он видел всех европейских победителей конкурса, а Владимир Жириновский пригрозил бы Осло русскими танками, тоже не планировалось изначально. Таким образом, на официальном уровне освещение «Евровидения 2010» в России оказалось едва ли не самым деполитизированным за последние 15 лет. О музыкальной составляющей выступления Петра Налича, конечно, много скажут (да и уже сказали) музыкальные критики. Скажут профессионально и обстоятельно. Однако с точки зрения зрителя можно отметить, что Налич вполне вписался в Евровидение-2010. На этот раз на конкурсе доминировали вовсе не костюмированные представления или борьба за численность знаменитостей на квадратный метр сцены (хотя, конечно, не обошлось и без этого). Другое дело, что большинство исполнителей выступали на мажорной, динамичной ноте, а песня Налича была проникнута достаточно грустными мотивами. Возможно, этот факт тоже оказался не в пользу российского кандидата. Однако какое же «Евровидение» без политического подтекста? Прежде всего, многие, кто наблюдает за голосованием на этом конкурсе не первый год, согласятся, что политика там явно присутствует. Часто после такого заявления россияне, уехавшие на ПМЖ в Европу, очень обижаются. Причем, гораздо чаще коренных европейцев. Стоит их успокоить - говоря о политическом голосовании, мы вовсе не имеем в виду, что европейские Джеймсы Бонды с криком «Русские идут!» бросают все силы на последнюю амбразуру, взламывают сервер конкурса, ликвидируют ненужных свидетелей, но добиваются того, что первого места нашим не видать. Просто представители многих стран-участников конкурса регулярно ставят высокие баллы друг другу. Независимо от того, сильный или слабый исполнитель выступает сегодня, в каком стиле он поет и какого имиджа придерживается. И дело вовсе не в том, что исполнители из этих стран поют в какой-то особенной манере, которая заставляет местных зрителей не замечать никого другого. Наблюдательные зрители увидят, что Турция всегда получает высокие баллы там, где высок процент этнических турок в населении (например, в Германии или Болгарии) или в странах, с которыми у нее давние культурно-политические связи (Босния и Герцеговина, Албания, Азербайджан). Всегда ставят друг другу высокие баллы Греция и Кипр, Румыния и Молдова, скандинавские страны или республики бывшей Югославии. Год назад проявился новый тренд - по совпадению или нет, но Азербайджан получает весьма высокие баллы не только в Турции, но и в тех странах, которые рассчитывают на поставки газа из этой республики (например, в Болгарии). Россия на этот раз как всегда получила высокие баллы в Белоруссии, Украине, Молдавии, Латвии и Эстонии (но гораздо ниже - в Литве). Зато Сербия, где России всегда ставили высокие баллы, на этот раз обошла вниманием русского исполнителя. В последние годы на Евровидении получает высокие результаты тот, кто может объединить вокруг себя голосование сразу в нескольких регионах или добиться высоких (не обязательно даже высших) баллов у стран не только своего культурно-политического круга. Победитель прошлогоднего конкурса Александр Рыбак, скажем, сумел получить поддержку Скандинавии и постсоветского пространства. Нынешняя победительница Лена Майер-Ландрут собрала голоса в культурно близкой Германии Скандинавии, а также ряде балканских и восточноевропейских стран, с которыми у ФРГ существуют давние политические, культурные или экономические связи. В этом смысле показательно, что в компанию представителей Турции, Азербайджана и восточноевропейских стран попала именно Германия, из всех стран старого ЕС наиболее влиятельная в Центральной Европе. Однако и в России без политики не обошлось. Кроме традиционных статей на светские темы (в духе - мы так и знали, что Налич не пройдет), в рунете не обошлось и без весьма оригинальных политических рассуждений. Вот, например, Виктор Теркин в статье для издания «Частный корреспондент» сравнивает Петра Налича не иначе, как с Владимиром Путиным: «Налич избрал на Евровидении ту же стратегию, которой пользовался Путин во время своих самых решающих и важных побед в области внешней политики. Путин вел себя вовсе не так, как от него ожидали, не пытался «подстроиться». Он вел себя не по правилам тусовки. И именно поэтому завоевал уважение и в мире, и в России.» Вот так «медведевское большинство» и образ Путина, музыка и политика снова составили тот замысловатый коктейль, который зовется Евровидением. Михаил Нейжмаков, rabkor.ru, 01.06.10 | |
|