«Причесали» «Евровидение» |
|
«Силовой сценарий» национального отбора вписался в общий курс «наведения порядка» в стране УДАСТСЯ ЛИ ПРИВЛЕЧЬ ЕВРОПЕЙЦЕВ ТАКИМ ФОРМАТОМ, КОТОРЫЙ «СПРОДЮСИРОВАЛИ» ДЛЯ ЕЛЕНЫ КУЧЕР? В прошлую субботу уже во второй раз было определено, кто будет представлять Украину на конкурсе «Евровидение 2010». В этот раз, кажется, окончательно. После изгнания Василия Лазаровича его место под солнцем заняла Елена Кучер (сценическое имя — Алеша) с песней «To be free» (в переводе «Быть свободным»), избранная не только «компетентными людьми», но и всенародным голосованием. Обычно не лишенный шоу-бизнесовых, а иногда даже политических интриг (вспомним историю с «Гринджолами»), в этом году национальный отбор на «Евровидение» полностью в этих интригах погряз. Интересы дельцов из шоу-бизнеса и нового руководства страны вдруг (или абсолютно ожидаемо?) слились. Если первые заинтересованы в продвижении своих поющих протеже, то вторым крайне необходимо продемонстрировать, что со старыми, далекими от демократии порядками, покончено, коррупционные схемы разоблачены, а виновные наказаны. Наступили новые времена, но — со старыми порядками. В том числе на государственном телевидении. Под лозунгом «причесывания», «наведения порядка» в стране, с клеймом «именем демократии» на знаменах Кабмин подчинил себе НТКУ и назначил нового генерального директора — Евгения Бенкендорфа. Новое руководство национальной телекомпании, в свою очередь, сразу же постановило, что избрание Василия Лазаровича было «недемократическим», и заявило о проведении нового, в этот раз «демократического», отбора, где будет, наконец, услышан и учтен глас «всея народа». Напомним, что формально кандидатура Василия Лазаровича была полностью легитимной. Он был избран художественным советом НТКУ, что, с точки зрения правил Европейского вещательного союза, является законным. Конечно, качество этого выбора остается под большим вопросом. И, очевидно, именно эта нечистоплотность предыдущего руководства НТКУ дала негласное право «новым» устраивать перевороты и потасовку, прикрывая собственные, далекие от чистоплотности, интересы демократией. Но есть ли необходимость в очередной раз напоминать, что демократия — это прежде всего процедура? И даже если Алеша победит на «Евровидении-2010» (впрочем, если проанализировать хронику последних побед на конкурсе, это маловероятно), то будет ли означать это нашу — внутриукраинскую — победу? Ведь в этом случае будет идти речь о «добро» на подобное антизаконное наведение порядка. Интересно, что сама Алеша, в отличие от своих предшественников, в интригах вокруг «Евровидения» участия, кажется, не принимает. И это полностью закономерно. По большому счету, Алеша, как и многие из новых украинских исполнителей, в системе отношений шоу-бизнеса выступает в роли не субъекта, а объекта — коммерческих интересов ее продюсеров. Певица Алеша является «продуктом» одной из украинских продюсерских компаний, которая выпустила в плавание шоу-бизнеса такие проекты, как «Пара Нормальных» и «Антитела». Из двадцатки финалистов имя Елены Кучер оказалось едва ли не самым загадочным. По крайней мере, по сравнению со значительной частью всем известных народных любимцев — «шансовиков» и «фабрикантов». Как сообщает сайт Первого Национального, 23-летняя Елена Кучер из Запорожья, училась в Киевском национальном университете культуры и искусств на факультете эстрадного вокала, а в 2009 году она подписала контракт с Catapult music. «Новое творение» (так певица отмечена на сайте этого продюсерского центра) имеет голос диапазоном в четыре октавы, у нее уже есть дебютный англоязычный альбом, изданный в Америке, а теперь она работает над второй пластинкой. Удастся ли европейцев привлечь таким форматом, который «спродюсировали» для Елены Кучер? Форматом, который, в сущности, является довольно ординарным? Особенно ввиду того, что время на организацию серьезной промоции уже упущено. И хотя сегодня с выбором исполнительницы мы уже определились, остается вопрос с выбором песни (ведь композиция «To be free» была признана не отвечающей требованиям конкурса), а также множество других «мировоззренческих» вопросов. Например, каким образом Анна Герман, которая возглавила жюри национального отбора, причастна к творчеству, шоу-бизнесу и «Евровидению»? Будет ли новая заместитель председателя новой президентской Администрации появляться везде, где, по ее мнению, недостает демократии? Каким образом к «Евровидению» причастен «Новый канал», ведь только НТКУ является участником Европейского вещательного союза? Только тем, что его руководство больше всего возмущалось личностью Василия Лазаровича? Тем ли, что в своем эфире он продуцирует и продвигает певцов-«фабрикантов»? И почему в таком случае в состав жюри входила генеральный директор «Нового» Ирина Лысенко? В сущности, в этом случае она была заинтересованным лицом, ведь среди 20 финалистов были «фабриканты» (Алексей Матиас, дуэт «Stereo», Макс Барских). Дальше. Не заползет ли на НТКУ вместе с новым руководством коммерция? Не превратится ли под маркой «модернизации» Первый Национальный в содержащийся за государственные средства «Интер». Хотя, безусловно, государственное телевидение нуждается в коренных изменениях, но в сторону Би-Би-Си, а не «ОРТ». И самое главное. Не распространится ли практика «демократического принуждения» на всю украинскую гуманитарную сферу? Не девальвируется ли окончательно и без того запачканное нечистыми руками политиков понятие «демократия»? А если да, то готовы ли мы этому противостоять? КОММЕНТАРИИ Александр ЕВТУШЕНКО, музыкальный критик: — Впечатления очень противоречивые. Я увидел не профессиональное жюри, а гламурного Арфуша, который мало разбирается в современных трендах европейской поп-музыки. В целом, судьи — сплошная самодеятельность, и результаты отбора соответствующие. Стоит учитывать конъюнктуру Евровидения как песенного конкурса. Ему присуща тяга к исполнителям с «изюминами», каждый год вкусы и форматы, которые побеждают, разные. Такие исполнители, как Алеша, не интересуют Европу. Алеша не отображает креативных тенденций, а является дежурной гранью привычной для всех попсы. Ни в творческом, ни в других планах она не интересна, особенно для европейского зрителя. У нее нет никаких шансов занять достойное место на конкурсе. В смысле новой музыки, продвижения новых тенденций в развитии популярной музыки Украина, Россия и Беларусь — это глубокая провинция для Европы. «Фабрика звезд» не может подарить новых «звезд», поскольку там, прежде всего неправильные установки на гламур, гламур и еще раз гламур. В действительности, Европа живет совсем другими музыкальными трендами и фестивалями. Поэтому значение «Евровидения» в нашей стране явно преувеличено. Правильно говорят, что это «фестиваль домохозяек», ведь голоса набираются именно за счет таких людей. Настоящих рейтингов «Евровидение» никогда не имело, и среди его слушателей нет думающей публики. А судьбу искусства и поп-музыки решает все же думающий слушатель. За счет Лазаровича Украина могла продемонстрировать хоть какую-то культуру вокала. Хотя и его песня не самая удачная, но в нем чувствуется внутренняя культура, которой нет у других претендентов. В случае с Алешей на европейском уровне это будет самодеятельность хуторянского типа. Новоизбранная власть узурпирует рычаги власти на местах, в том числе и в масс-медиа. Своего рода эйфория от успеха. Именно этим можно объяснить пребывание Анны Герман в составе жюри Национального отбора. Юрий РЫБЧИНСКИЙ, композитор: — Позитивный момент в том, что отбор на конкурсной основе все же состоялся. И на «Евровидение» едет человек, выбранный путем голосования, а не тот, кто кому-то нравится или имеет «мохнатую лапу». Я считаю, что правила всегда и для всех должны быть одинаковыми. Однако я не могу назвать это жюри профессиональным. Чтобы это было действительно профессиональное жюри, нужно, чтобы в его состав входили люди шоу-бизнеса, создающие сам продукт — композиторы, поэты, продюсеры. Когда я смотрел первый отборочный тур, то уже определился с симпатиями. На первое место для себя я поставил группу «Заклепки», на второе — певицу Алешу. В целом, с моими вкусами выбор зрителя и жюри совпал. У этой девушки удивительный голос по своим «электрическим» признакам. Я был приятно удивлен, когда во время кастинга увидел много молодых талантливых исполнителей, не известных для меня. «Евровидение» — это рулетка. Что придется по душе европейцам в этом году, никто предсказать не может. Я думаю, что у Алеши есть все шансы занять достойное место. Людмила ЖУКОВИЧ, «День», day.kiev.ua, 23.03.10 | |
|