Как Бенкендорфу и Арфушу реорганизовать Евровидение? |
|
Впервые за всю историю телетрансляций конкурса Евровидения в Украине именно в этом году у проекта оказался позорно самый низкий (даже честно определенный) рейтинг! Почему? Усталость от скандалов, постоянно преследующих Евровидение в Украине? Или же конкуренция со стороны Первого российского, транслировавшего на украинской территории то же самое? А, возможно, недостаточная работа по промоции этой акции уже в рамках Первого национального? Как бы там ни было, а руководство Первого уже обмолвилось о том, что в будущем, возможно, упразднят национальный отбор на Евровидение и «назначение» исполнителя от Украины на поездку в Баку... Таким образом, вновь вернулись к тому, с чего начали нынешние вожди УТ-1, когда-то занявшие свои руководящие должности под скандальный шум вокруг Евровидения.
Ситуация с недавним украинским отбором песни на конкурс Евровидения снова заострила вопрос о спешной потребности внести коррективы в организацию этого мероприятия. В большей степени именно непрофессионально проведенный национальный отбор и побудил к странным заявлениям руководство Национальной телекомпании после довольно удачного выступления представительницы от Украины в Дюссельдорфе. Напомню, песня «Ангел», которую представляла Мика Ньютон, получила от Европы довольно почетное четвертое место. Значение участия для украинских артистов в таком конкурсе очевидно. Ни один из конкурсов, в которых может принять участие украинский артист, не предоставляет сравнимых возможностей. Например, отбор и участие украинских команд в легендарном венгерском фесте «Сигет» или многолетние потуги украинской дирекции всемирного музыкального феста The Global Battle Of the Bands лишены главного: качественной зрелищной телевизионной составляющей. Именно поэтому такой интерес в украинской музыкальной среде к забаве под названием «Евровидение». Европейский вещательный союз, организатор телевизионного песенного конкурса, четко понимает значение «картинки», а потому обеспечивает весомую и эффектную телевизионную составляющую. Участие в конкурсе Евровидения гарантирует артисту и стране, которую он представляет, фантастическую аудиторию в европейском, и не только, телевизионном прайм-тайме. Есть также высокий (хотя и спорный) художественный телевизионный уровень эфиров, удовлетворяющий самые крупные каналы Европы. В Украине много артистов, которые любят представлять себя «лауреатами» многочисленных фестивалей и конкурсов в пресс-релизах или в дикторских теле-радио-«подводках». Пафос заканчивается тогда, когда профессионалы, а, в конце концов и зрители, имеют возможность просмотреть видео с этих «мощных» форумов творчества. «Международный статус» там подтверждается участием нескольких представителей... Воронежской или Тамбовской областей. Шоу обеспечивается несколькими светильниками, телекартинку монтируют из двух-трех полупрофессиональных камер. Желающие проверить этот авторский тезис могут просмотреть телевизионные каналы, радушно отдающие свой эфир подобным любительским телевизионным съемкам, например, УТР... Хотя к коллегам, героически преодолевающим тотальное безденежье, у меня никаких претензий! Просто наши государственные мужи, очевидно, искренне верят, что качественное телевидение во второй декаде ХХІ века делается методом решительного... уменьшения финансирования. Не делается! Точка. Еще один важный нюанс. Существуют довольно качественно, помпезно и «по-богатому» организованные телевизионные музыкальные конкурсы, на которых украинские артисты регулярно «рвут» эфир и зрителей в зале. Раньше таким основным телевизионным зрелищем для территорий СНГ был «Славянский базар в Витебске». Украинцы на фестивале выступали уверенно и достойно. Потом появились и начали набирать высоту, прежде всего благодаря спонсорам, «Новая волна» в Юрмале, некоторые другие музыкальные конкурсы. Ряд известных шоу-бизнесных отечественных имен эффектно засветились именно благодаря этим телевизионным забавам. В Украине уже даже созданы определенные «институты» под эти конкурсы. Что это дает? Гарантированный успех в ряде сургутских, чукотских или норильских ночных клубах сети Neftshow, в подобных сетях русскоязычной части мира и сытые и денежные выступления на многочисленных корпоративах. Но настоящие артисты стремятся к другому: успеху в мире, серьезным концертным турам, выступлениям на серьезных сценах! К этому абсолютно не готовы отечественные деятели шоу-биза. Этого, к слову, не очень хотят и за границей — ведь там четко и жестко заботятся о своем! И появление серьезных конкурентов из неизвестной — «прокладочной» между Европой и Азией — территории особой радости не вызывает. Определенное любопытство есть — экзотика! Но не более. Это четко проявляется в массовой музыкальной культуре. В меньшей степени имеет отношение к «живым» музыкальным островам и архипелагам: к музыке классической и музыке в стиле worldmusik — той, где определенно слышатся элементы фолька или рока (в разных ипостасях). Именно здесь украинская музыка наиболее широко представлена на международных фестивалях разного уровня и даже пользуется определенным успехом. Не следует забывать также и о довольно многочисленной украинской диаспоре и отечественных трудовых мигрантах. Хотя тяготение к современной украинской музыке среди этих категорий слушателей — дело довольно спорное, потому что с настоящим уровнем нашей музыки они не знакомы! Еще один весомый и очевидный аргумент в пользу национального отбора на Евровидение и участия Украины в европейском финале — отсутствие профессионального, резонансного, денежного и качественного, собственно украинского телевизионного фестиваля или конкурса. Не говоря уже о качественном телевизионном международном действе, в котором могли бы принять участие не только желающие получить миллион голосистые «выпускники» ближайшего караоке-бара — таксисты или вокалисты тире боксеры, домохозяйки, но и профессиональные отечественные исполнители. Чего там: в Украине до сих пор нет настоящей профессиональной музыкальной премии! Примечание для нервных и озабоченных: здесь главное слово — «настоящей». Национальный отбор песни и участника на очередное Евровидение и мог бы стать тем стержнем отечественного профессионального шоу-биза, вокруг которого можно было бы построить стратегию развития отрасли. Ведь нишу забав под общим названием «Алло, мы ищем таланты!» заняли коммерческие телеконкуренты Первого национального. Ради справедливости напомню, что открыл эти шлюзы для отечественных телеталантов тот же УТ-1 проектом отбора на Евровидение под кодовым названием «Ты — звезда». В тот раз победила Тина Кароль. Статус Первого канала требует серьезной работы с профессиональным песенным материалом. Ведь главный приз, по большому счету, — показ лица Украины на европейском уровне. И понимать это должны прежде всего телечиновники. Весомая роль Национальной телекомпании в формировании знаковых процессов в гуманитарной сфере как раз и является одним из весомых факторов ее деятельности. В отличие от коммерческого телевизионного вещания, главной задачей владельцев которого является правильно определенные рейтинги и деньги любой ценой. Качественная телевизионная поддержка со стороны государственного Первого национального могла бы помочь эффектно и эффективно раскручиваться мощной общенациональной машине шоу-биза: участники, менеджеры, авторы, саундпродюсинг, клипмейкерство, декорации, костюмы и т.п. И все это на уже устоявшемся техническом и технологическом фоне — в Украине реально есть и эффектно работает практически любое современное оборудование (свет, звук, пиротехника и т.п.)! Не следует забывать и о том, что украинское государство (в лице НТКУ) — такой же активный участник хозяйственной деятельности на телевизионном рынке, как и другие. И НТКУ готова и фактически должна эффективно использовать свое выигрышное положение в сфере создания зрелищного профессионального музыкального телепродукта европейского качества! Почему не сделаны понятные шаги к реализации проекта «Евровидение» в Украине на надлежащем уровне? Есть несколько весомых составляющих проблемы. Первая: отсутствие у так называемой элиты Украины желания слушать и уважать свое и заботиться не о соседском. Второе: много лет национальный отбор проходит по разным правилам, а то и цинично — без каких-либо правил. А нужны четкие правила, одинаковые для всех, понятные и обнародованные условия участия в национальном отборе, корректные и неизменные сроки проведения действа, профессиональное жюри. Это даст возможность — прежде всего НТКУ, украинским профессионалам шоу-биза и артистам — выстроить долгосрочные планы, поработать со спонсорами и специалистами. Далее: много лет национальным отбором на Евровидение руководят или непрофессиональные, или одиозные персонажи. Последние два года (2010 и 2011) — яркий пример... Знаковый, международного масштаба проект, владельцем которого является самая мощная государственная телекомпания, терпит регулярные творческие и финансовые неудачи. Например, менеджмент музыкального вещания НТКУ с февраля 2010 года так и не привлек на национальный отбор-2011 мощных спонсоров, так и не получил понятной бизнесной составляющей. Как результат — вялый, серенький, шумный и мелкий телевизионный результат. В этом году снова имеем показ «евровизионных» событий на территорию Украины иностранным телеканалом — международная версия Первого канала России живо и динамично заработала свои деньги на размещении украинской рекламы в этом продукте. Напомню, у Первого национального эксклюзивные права на показ Евровидения в Украине. Но руководство НТКУ впадает в неадекватное отчаяние и подумывает: а может, соберемся тихонько и решим быстренько «между своими — между основными участниками рынка»? А может, стоит уверенно разъяснить роль НТКУ в работе над проектом под названием «Евровидение»? Показать профессионалам четкую и на много лет вперед понятную перспективу? Понимаю: при нынешнем гуманитарном руководстве в Украине шаг для господина Бенкендорфа, генерального директора НТКУ, фактически самоубийственный, но честный и профессиональный. Нечего и надеяться? И еще одно. Также практически фантастическое. ХХІ век продемонстрировал на конкурсах Евровидения очевидное — есть музыка живая и интересная, а есть «формат» (читай — фанера). Эта тенденция все решительней утверждается на сцене откровенно «попсового» конкурса. От победы фантастических финских хард-рокеров из группы Lordi к интеллектуальному и интересному выступлению представителя Италии в этом году. А еще была музыка от представителей Молдовы, Болгарии, Сербии, Дании, Норвегии... Возможно, есть смысл Национальной телекомпании Украины предложить коллегам из Европейского вещательного союза (EBU) провести всеевропейский музыкальный телевизионный конкурс под условным названием Rock-n-vision? Очевидный выход на гигантскую аудиторию в своих странах и в Европе другого уровня интеллекта, настроения, рекламных возможностей. Опыт проведения в Украине подобных телевизионных мероприятий есть — финалы «большого» и «детского» Евровидения. Имиджевое и финансовое значение такого события понятно (пресса, туристы, PR). Дело — за специалистами. Александр Зырин, zn.ua, 03.05.11 | |
|