«Евровидение» — это вам не в баню сходить |
|
Не могу остаться в стороне от вдруг и вновь захлестнувшую общество тему «Евровидения». Кто не успел, тот лыком шит. Мы с тобой, гражданин, должны возглавить фарватер и проложить авангард новым идеям в этом смысле. Ты чувствуешь в себе силы, гражданин, впустить в себя неординарное? Тогда тук-тук, я пришел к тебе, открывай! Ибо — безобразие! «Евровидение» у порога, а мы не готовы! Мы не готовы к «Евровидению»!
В этом памфлете я хочу отбросить эмоции и попробовать сделать краткий анализ ситуации в белорусском шоу-бизнесе на примере фестиваля «Евровидение», плюс попытаться ответить на извечный вопрос — «Что делать»? Что не надо делать После каждого очередного «Евровидения» не надо играть в любимую белорусскую игру — поиски виновных. На это у нас обычно все силы и уходят, а дело остается там, где и раньше. Простая замена одних людей другими ничего не даст. Мы это не раз уже проходили. Это может иметь эффект только вместе с изменением системы шоу-бизнеса в целом. Развитие шоу-бизнеса должно стать приоритетом для страны. Экономика и шоу-бизнес Здесь речь не о деньгах (хотя, конечно, без денег шоу-бизнес не разовьешь), а о соответствии и зависимости уровня экономики и возможностей национального шоу-бизнеса. Рассмотрим эту проблему на примере «Евровидения» — сложного циклического вида шоу-бизнеса. Вывод очевиден — мы начинаем проигрывать «уже до старта». Судите сами: микрофоны мы не производим, а белорусская колонка не соответствует мировым стандартам. Спросите любого музыканта: микрофон и колонка — это как лыжи и винтовка в биатлоне, все абсолютно индивидуально. Если микрофоны выпускает США, вы думаете, мы получаем лучшие? Естественно, нет! Например, производит фирма Shure 1000 элитных микрофонов, сначала их опробывают, лучшие отдают своим, затем англичанам, мы только фиг знает какие на очереди. То же происходит с колонками. Иначе говоря, не выпуская свою инновационную продукцию и не обеспечивая наш шоу-бизнес современным отечественным музыкальным оборудованием (хотя бы частично, где технологическое отставание смерти подобно, как в случае с «Евровидением»), ждать какого-то стабильного результата не приходится. Прибавьте к этому отставание «голосами» наших исполнителей от лидеров мирового шоу-бизнеса из-за просчетов специализированных учреждений в подготовке за последние 14-15 лет — вот и получается, что мы не имеем права на ошибку и, чтобы побеждать, всегда нужен подвиг. Честь и хвала нашим певцам и певицам, что и в таких условиях они показывают очень достойный результат! Но рано или поздно эти факторы окажутся критическими, и никакая подготовка и природная одаренность наших музыкантов уже не смогут компенсировать отставание в «базе». Наука, образование, педагогические кадры В Белорусской ССР несколько институтов работало на нужды шоу-бизнеса как с точки зрения технологии, так и физических возможностей человека. В настоящее время, если вам удалось найти вменяемого руководителя творческой лаборатории, который сможет профессионально закрыть локальную проблему, считайте, что вам сильно повезло. С образованием дела намного хуже — просто фактически ничего нет: кафедр шоу-бизнеса ничтожно мало, курсов переподготовки — тоже. О педагогах. На мой взгляд, здесь ситуация более благоприятная, в том числе за счет отъезда наших специалистов за рубеж. В общем, есть за что цепляться. Что делать На стопроцентную истинность не претендую, но некоторыми соображениями по опыту наблюдений за «Евровидением» могу поделиться. Само собой, волнует «вопрос Осло» — сможем ли мы, как норвежцы в Москве? Мое мнение — сможем, хоть это и очень тяжело — осталось только два с половиной месяца при том, что для выхода на аналогичные показатели по-хорошему нужно 8-10 лет системной работы. Что же необходимо сделать для того, чтобы завоевать достойное для страны место и сейчас, и в будущем? Прежде всего, мы должны определить Стратегию достижения целевого задания за счет: - построения современной музыкальной системы и завоевания лидирующих позиций в мировом шоу-бизнесе; - обеспечения прорыва в тех музыкальных направлениях, где в принципе можно догнать — фолк, этно, аутентика; - точечных ударов по международным фестивалям — Гластонбери, Сигет, Оззфест. При нормальной и скоординированной работе на всех уровнях, по моему мнению, завоевание в Осло первого места не представляется таким уж фантастичным. Но для этого придется одновременно: и обеспечивать быстрый результат, и закладывать новую систему белорусского шоу-бизнеса. Как это может быть реализовано? Например, через внедрение многовекторной модели развития. Самое важное здесь — системный подход к созданию «музыкального лифта» от детей до мэтров музыки. В рамках данной колонки довольно трудно описать всю систему, но мне хотелось бы отметить ряд задач: 1) Нужно очень четко договориться, за что (без войн и пересечений) отвечают: - Министерство культуры; - Министерство образования; - Региональные и местные органы власти. 2) Составить внятное задание и план подготовки по каждому музыкальному направлению с объединением в единый план всех финансовых ресурсов из разных источников. 3) Провести анализ потенциала белорусской промышленности на предмет ее возможностей произвести конкретную продукцию для нашего шоу-бизнеса, в случае невозможности достижения результата внутри, решить вопрос критических технологий путем покупки западных компаний. 4) Усилить руководство шоу-бизнеса специалистами из числа бывших музыкантов с опытом и успехами в управленческой деятельности, бизнесменов, любящих и понимающих музыку, а также бывших региональных чиновников, имеющих успешный практический опыт по управлению и развитию шоу-бизнеса. 5) Изменить отношение к профессии продюсера и систему мотивации продюсера на достижение результата — подготовка исполнителя к покорению мировых музыкальных вершин, а в случае отсутствия продюсерских кадров — возврат «бывших наших» или приглашение иностранных продюсеров-звезд. 6) Аккуратное развитие музыкальной инфраструктуры с целью расширения массовости (одна музшкола на две общеобразовательных), точечное развитие для нужд шоу-бизнеса (в принципе, можно учиться и заграницей, что многие и делают). 7) Открытие учебных кафедр по подготовке дефицитных музыкальных профессий, разработка стандартных методик подготовки исполнителей от детей до высшего уровня. 8) Провести генетическое исследование ближайшего резерва на предмет выявления уникальных талантов для подготовки к последующим фестивалям «Евровидение». 9) Укрепление позиций Беларуси во всех международных музыкальных организациях для защиты исполнителей и их результатов. Ну, вот, вкратце, и все. Огромный путь, но необходимый, если мы хотим на что-то всерьез рассчитывать. Тем не менее, давайте не будем ныть, а вместе возьмемся за дело. Когда беремся все вместе — мы всегда выигрываем. Так что — только вперед! P.S. Хочу выразить благодарность моему консультанту Михаилу Дмитриевичу Прохорову. Олег Климов. Десять лет назад писал о музыке много и охотно. В последние годы — все меньше и без особого желания. То ли с музыкой стало что-то не то, то ли со мной. Скорее всего, виноваты в случившемся обе стороны. В активе — работа в «Музыкальной газете» и журнале «НОТ-7». В пассиве — теперь вот решил замахнуться на шоу-бизнес в целом. Как написал бы по этому поводу Юлий Ким: «Дрожи, шоуби, настал последний бой! Против тебя весь бедный класс поднялси, он улыбнулся, рассмеялси, все цепи разорвал, и за победу бьется, как герой!»
Олег КЛИМОВ, naviny.by, 13.03.10
| |
|