Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Страна за один «Евро» |
|||
Мерять жизнь призами и наградами — дело зряшное. Но популярное. В основном (оставим в покое спортсменов) среди людей с тайным комплексом неполноценности. Возможно, международные состязания выдуманы специально для них. Лузерам — занятие, всем прочим — развлечение. Превратить рядовой поп-конкурс в дело государственной важности способна лишь «невыездная» страна, увязшая в личных проблемах. Кажется, это именно наш случай. Часто кажется, что в родной культурной жизни есть только две ключевых темы: «Когда белорусский фильм возьмет «Оскара»?» и «Кто поедет на «Евровидение»?» Первый вопрос риторичен и фиксирует, скорее, невнятный горизонт возможностей обновленного «Беларусьфильма». А вот второй вполне конкретен и отражает особенности наличной культурной политики. Тот, кто простодушно вопрошает: «Да что они забыли на этом «Евровидении»?» не видит главного: «Евровидение» — вовсе не песенный конкурс. И никогда им не был. Придуманный после второй мировой как повод для братания недавних противников и коллаборационистов, «Евро» работает послом доброй воли и континентального позитива. Именно поэтому конкурс традиционно сторонится радикальных экспериментов и неформатных талантов, раз и навсегда выбрав максимально комфортный и устраивающий всех формат типового евро-попса. Даже чебурашки «Lordi» — всего лишь раскрашенные клоуны, сумевшие включить в легальный каталог банальностей горсть старинных хард-роковых клише. Прелесть взрослого «Евровидения» (детское — отдельная тема) в том, что с равным успехом может победить артист любого класса: система народного голосования работает в режиме не музыкальной экспертизы, а коллективной солидарности. Мы традиционно поддерживаем Россию, «наша Раша» голосует за белорусов… И так далее по карте. Любой результат «Евро» отражает актуальный расклад европейских симпатий. И зависит не столько от таланта исполнителя, сколько от его правильной подачи. Победить на «Евровидении» — значит, угадать верный код коммуникации. Что толку нервно искать бронебойные хиты и дрессировать подтанцовку? Все равно потом придет Сердючка — и сорвет заслуженные овации. Здесь выигрывает тот, кто нашел точную (т.е. аттракционную и не агрессивную) форму презентации национальной души. Такой, какой ее готовы принять соседи по континенту. На уровне отдельной страны этим заняты национальные отборочные комитеты. Результаты трудов белорусских культур-менеджеров мы наблюдали в начале этой недели. Набор финалистов смотрелся странно. Свести в одну линейку знойную диву Гюнеш, наивный бойз-бэнд Litesound, глянцевого российско-белорусского хлопчика Алехно и примодненных клабберов «По глазам» можно было лишь в двух случаях: если выбирали не по качеству материала, а исключительно по экстерьеру. Или если результат такого «состязания» был известен заранее. И стояла другая задача: создать пеструю массовку для фаворита. От публики, вяло махавшей флажками, не зависело практически ничего (да ее никто и не спрашивал). От блёклого песенного материала, словно собранного на одном и том же конвейере, — тем более.
В итоге гуру шоу-биза выдали нового ответственного за державу: законопослушного парня с детской улыбкой, душевно выпевающего про двух сестричек Россию и Беларусь, покрасившего свой дебютный альбом в красно-зеленые цвета и благоразумно устроившегося под крыло российского продюсера. Двигать свое с русской подпиткой — такая схема уже сработала в связке Колдун - Киркоров (Филипп много и охотно рассказывал, как платил за помпезный клип своего протеже). Одна загвоздка: для победы этого было мало. На «Евро» отбирали как в Штирлицы. Иначе нельзя: из-за плеча Руслана Алехно смотрит неудобная страна — европейский изгой, получивший на карамельном поп-турнире одну из редких возможностей публичной презентации. naviny.by, 24.01.08
| |||
Категория: Евровидение Беларусь |
Просмотров: 2232 |
Добавил: eurovision
| Рейтинг: 0.0 |
|