Российские пианисты победили на Конкурсе имени Шопена |
|
Юлианна Авдеева – лучшая из лучших
Лауреат первой премии получает золотую медаль, лавровый венок и 30 тысяч евро Триумфальной победой российских пианистов завершился XVI Международный конкурс имени Шопена в Варшаве. Впервые за несколько десятилетий этот престижный конкурс выиграла женщина – Юлианна Авдеева. Вторую премию с австрияком Ингольфом Вундером разделил студент Московской консерватории Лукас Генюшас, третья – у выпускника Гнесинской школы Даниила Трифонова. У российских журналистов – наша группа приехала на финальный тур – интерес к конкурсу повышенный. Во-первых, это одно из самых старых и престижных состязаний мира – в первом, в 1927 году, принимал участие Дмитрий Шостакович, он стал дипломантом, а выиграл тогда Лев Оборин, да и имена других советских пианистов вписаны в историю конкурса. Во-вторых, организаторы Конкурса имени Чайковского обещают нам мероприятие по высшему разряду, то есть будут ориентироваться и на опыт своих варшавских коллег – заметим, что Ричард Родзинский (на него возлагают надежды по спасению престижа Конкурса имени Чайковского) был в Варшаве в числе почетных гостей. Не знаю, удастся ли российским организаторам хотя бы частично соответствовать уровню, заданному в Варшаве (конкурс проводит Национальный институт Фредерика Шопена). Ибо даже в мелочах – а качество именно так и проверяется – все было на потрясающем уровне. В Москве говорят о том, чтобы стряхнуть с конкурса пыль десятилетий, и в первую очередь изменяют логотип – с банального (с памятником Чайковскому) на нейтральный (с цветными линеечками). Варшавский логотип не менее «пыльный» (знаменитая подпись Шопена), но его сохраняют и разрабатывают фирменный стиль, пусть даже спорный, с голубями, которые парят внутри воздушного шара из железных прутьев. Здесь работает целый штат фотографов, поэтому в буклете не протокольные фото, как на паспорт, а выхваченные из контекста. Николай Хозяинов, например, дает интервью на фоне зеркала в бронзовой раме. Кто-то поднимается по лестнице, кто-то обнимается с друзьями… Каждый день выходит бюллетень конкурса «Шопен-экспресс» – цветной, на хорошей бумаге, отпечатанный в типографии. Там – колонки знаменитых критиков, интервью с членами жюри (среди них – Марта Аргерих и Белла Давидович), новости. Теле- и интернет-трансляции организованы великолепно. Это не просто несколько камер – в том числе в движении. Это и спецкор, который берет интервью у слушателей, и беседа с профессионалами в студии – они в прямом эфире комментируют выступления конкурсантов. В зале – молодые лауреаты шопеновских конкурсов, которые проводятся в странах СНГ: мы познакомились с ребятами из Баку и Тбилиси, их (как и нас) пригласил институт Адама Мицкевича. В финальном туре конкурсанты выступали с оркестром Варшавской филармонии. Уже в середине первой части захотелось расплакаться – вспомнился наш Госоркестр, с которым несчастные пианисты выступают на Конкурсе имени Чайковского. Почувствуйте разницу, как говорится. Дирижер Антони Вит с потрясающей чуткостью и уважением к конкурсантам ведет свою партию, откликаясь на каждое rubato (а концепция у каждого финалиста своя), у оркестра мягкий, шопеновский звук и, даже несмотря сомнительные духовые, прекрасное качество аккомпанемента. Наконец, собственно финалисты. Из 80 человек в четвертый тур выходит 10. Наверное, это был самый сильный финал за всю историю конкурса. На первую премию претендовали как минимум пятеро, предсказать результаты было просто невозможно. Открывал прослушивания лауреат последнего Конкурса имени Чайковского Мирослав Култышев. Играет идеально, придраться не к чему. Но если в Москве его выручило исключительное качество (остальные умудрялись ошибаться и забывать текст), то в Варшаве его игра потерялась – слишком яркие индивидуальности были в конкурентах. Хотя бы 19-летний Даниил Трифонов, он играл вторым. Такого Шопена я уже давно не слышала – не избитого, как учат в консерваториях, по правилам, а очень тонкого, трогающего самые тайные струны души – в первую очередь своей собственной. Это ощущение подтвердилось и на заключительном концерте (здесь он был лучшим), где Даниил играл мазурки и вальс – как раз те формы, по которым проверяется шопеновский пианизм. Завершал этот день Евгений Божанов – очевидный фаворит публики, его знают в Москве по Конкурсу имени Рихтера (лауреат второй премии при отсутствии первой). Божанов – пианист очень оригинальный, с гипериндивидуальным лицом, со свежими нетривиальными трактовками, этим он и нравится слушателям. Но таких пианистов жюри – особенно такое консервативное, как в Варшаве, – опасается, в результате – только четвертая премия. Божанов, не лишенный эгоцентризма, не явился на церемонию награждения и проигнорировал выступления на трех концертах лауреатов. Следующий день открывал самый молодой участник финала 18-летний Николай Хозяинов, ученик Михаила Воскресенского – судя по откликам слушателей в зале и на обоих форумах (официальном польском и нашей «Классики», многие отдавали ему первенство), еще один любимец публики. Но его выступление с оркестром, очевидно – в силу неопытности, было не самым удачным, что и отбросило его в конец турнирной таблицы, у Коли – только диплом. Отмечу, что два других диплома – у поляка Павла Вакареци и француженки Элен Тисмон, которые, впрочем, заметно уступали нашим Хозяинову и Култышеву. Кстати, во время его выступления случился казус – в зале погас свет, но пианист и оркестр с достоинством продолжали играть. Юлианна Авдеева – после Гнесинской десятилетки она уехала в Высшую школу музыки Цюриха и сейчас работает ассистентом Константина Щербакова – пианистка потрясающей воли, выдержки и интеллекта. Не скажу, что ее концерт был выдающимся: отмечу, пожалуй, трактовку последней части, ее настроение было нетрадиционно приподнятым и радостным. Но вот приз за лучшее исполнение сонаты Шопена (один из самых сложных, «неженских» жанров) – серьезная заявка на лидерство. Овации во второй день сорвал австриец Ингольф Вундер, концерт Шопена в его исполнении был на самом деле лучшим – по-моцартовски игривый и грациозный финал словно поставил восклицательный знак после чувственной первой части и пропетой – как и положено романсу – от первой до последней ноты второй. Вундер разделил вторую премию с нашим соотечественником, и это, пожалуй, самое спорное решение жюри. Лукас Генюшас, ученик и внук Веры Горностаевой, пианист без собственного «я», хотя, повторимся, играл, как и большинство участников финала, безукоризненно. Пятую премию получил француз Франсуа Дюмон, шестую решили не присуждать, хотя ее вполне мог получить кто-то из русских. | |
|