И все-таки мы в финале |
|
Из четырех поп-групп стран Балтии, выступивших в полуфинале конкурса Евровидение 2005, две попали в финал, который сегодня можно посмотреть по ТВ. Если вспомнить о победах эстонцев и латышей на предыдущих конкурсах, как и о победе латвийской группы Cosmos на «Новой волне 2004», то может возникнуть вопрос о балтийском артфеномене. Эстония может гордиться группой Vanilla Ninja: девушки вышли в финал Евровидения с песней Cool Vibes, пусть даже под флагом другой страны. Возник он и у журналистов на ночной пресс-конференции после напряженного полуфинала конкурса. Вопрос был обращен к группе Vanilla Ninja и формулировался он в необычном виде: «Две основные статьи эстонского экспорта - рыба и певцы. В случае вашей победы в финале можно ли говорить, что на музыкальной карте Европы появится новая страна, например, Эстцария?» (Намек на то, что эстонские девушки выступали за Швейцарию.) «Ниндзи» не дали увести себя в шутливую область и, проявив патриотизм, заявили: «Мы хотим петь и в Эстонии, и тогда, возможно, на карте музыкального мира появится имя нашей страны». Требования политкорректности взяли свое, и последовало добавление, которое сопровождалось демонстрацией швейцарского красно-бело-крестового флага: «Мы думаем, что Швейцария, пригласив нас, сделала неплохой выбор. Подтверждение тому - наш выход в финал!» Девушки очень нервничали во время оглашения результатов полуфинала. Конверт с именем Vanilla Ninja был вскрыт девятым, заставив поволноваться и эстонок, и остальных 16 участников. Кроме эстонок из Vanilla Ninja волновались и эстонки Suntribe. Увы, они в финал не попали - не повезло. Публика и на репетициях, и на концерте принимала их очень хорошо, да и журналистская братия жаловала. Украинский комментатор воскликнул в прямом эфире: «Нужно открыть двери Дворца спорта: энергия эстонских девчат переполнила зал!» Филиппу Киркорову тоже не повезло в свое время с этим конкурсом, как не повезло 19 мая Анжелике Агурбах (Белоруссия), которую продюсировал в Киеве «зайка Филя». После подведения итогов полуфинала и до начала пресс-конференции группа украинских деятелей культуры размышляла в прямом телеэфире о значении конкурса и его перипетиях. Общее мнение было таково, что, во-первых, результаты по определению всегда субъективны, во-вторых, они процентов на 70 не совпадают с мнением профессионалов, и, в-третьих, - вокруг Евровидения существует и рождается много мифов (например, о его формате, о том, что это «конкурс домохозяек» и т.п.). Известный продюсер Игорь Лихута сказал, что за полвека конкурс порядком надоел «старым странам» Евросоюза. Не случайно последние годы симпатии зрителей отдавались группам из Балтии, Турции, Украины. Говорилось и о том, что в музыкальном мире наблюдаются некий кризис и крен в сторону музыки и артистов Востока. Лихута считает, что последние пять лет срабатывает и политический фактор. Не в том смысле, что, например, новая власть Украины использует конкурс в своих целях, а в том, что миллионы телезрителей отдают голоса странам «новой демократии». Считается, что полуфинал смотрели 150 миллионов человек, а финал посмотрят еще больше. Вообще же все участники «круглого стола» сошлись на мысли, что и творческий, и организационный уровни Евровидения 2005 были выше, чем на конкурсах прошлых лет. Многие участники конкурса и их продюсеры благодарили украинцев за хорошую организацию, и никто не обвинял их в политической ангажированности. Но организационно-технические заслуги нельзя приписывать лишь стране проведения конкурса. За свет, например, отвечала шведская фирма, на 20 видеокамерах и двух самых мощных в мире видеопроекторах работали также иностранцы. Фантастическое впечатление от световой партитуры и оформления сцены трудно передать словами даже тем, кто видел действо на экранах телевизоров. В самом деле - это техника XXI века. Чего стоят одни только мощные светодиоды, вмонтированные в стеклянный пол и управляемые компьютером! Или трансформируемые конструкции, за несколько секунд по ходу выступления превращающиеся из цилиндров в диски, из дисков в конусы. Или система подвижных зеркал на заднике сцены… И вся эта машинерия оживляется игрой света, подвижным орнаментом, видеокадрами как сюжетного, так и символического характера. Любители классики могли во время выступлений рок-музыкантов плотно закрыть пальцами уши и наслаждаться цветовой партитурой на сцене и в зале. На полуфинал билеты в кассах стоили от 450 до 1200 гривен (90-240 $). Тем не менее свободных мест было мало, чего не скажешь о репетициях, на которые тоже продавали билеты. Нельзя сказать, что весь Киев, население которого вдвое больше, чем в Эстонии, жил конкурсом, но его центр - точно. Вокруг Евровидения в столице проходило много согласованных с ним мероприятий, много событий. И многие из них заслуживают отдельного рассказа. | |
|