Евровидение в Молдове: коммерческая выгода или имидж страны? |
|
В скором времени в Молдове начнутся приготовления к национальному отборочному туру «Евровидения». Практически все топовые молдавские артисты отказались от участия в этом конкурсе, считая музыкальные состязания нечестными. Каждый год это мероприятие сопровождается закулисными интригами и скандалами, связанными с обвинениями в применении мошеннических схем, коррупционном поведении, необъективности судейства и продвижении конкретных кандидатур. По мнению многих представителей музыкальной индустрии, на протяжении последних лет «Евровидение» в Молдове все больше превращается в конкурс, из которого пытаются извлечь коммерческую выгоду в ущерб имиджу страны и публичным интересам. Однако с уверенностью можно сказать, что в Молдове есть исполнители, способные достойно представить нашу страну на международных конкурсах, отбор для участия в которых также может проводиться без скандалов. Статистика «Евровидения» Участие в «Евровидении», собирающем перед экранами многомиллионную аудиторию, сулит артистам мощную раскрутку и повышенные гонорары, причем зачастую вне зависимости от достигнутого результата. Поэтому интерес молдавских исполнителей и их продюсеров к евроконкурсу вполне оправдан. Другого такого масштабного мероприятия в Молдове не существует. В будущем году международный конкурс «Евровидение» пройдет в Швеции. В среду, 8 июля, стало известно, что музыкальные состязания состоятся в Стокгольме на Арене Глобен – об этом от имени организаторов конкурса сообщил шведский телеканал SVT. Представители Швеции добиваются успеха на «Евровидении» уже в шестой раз. Пальма первенства принадлежит Ирландии, которая побеждала в музыкальном конкурсе 7 раз. На третьем месте по числу побед – Франция, Люксембург и Великобритания. Каждая из этих стран лидировала 5 раз. Некоторые из постсоветских государств тоже становились триумфаторами: Эстония (2001), Латвия (2002), Украина (2004), Россия (2008), Азербайджан (2011). Молдова впервые участвовала в «Евровидении» в 2005 г., когда группа «Zdob si Zdub» заняла шестое место – успех, который до сих пор никому из представителей нашей страны не удалось повторить. В том числе самим «Zdob si Zdub»: в 2011 г. они повторно выступили в конкурсе, заняв 12-ую строчку при итоговом голосовании. В первую десятку удалось войти Наталье Барбу в 2007 г., 11-ое место получили Паша Парфений (2012) и Алена Мун (2013). В 2009 г. Нелли Чобану заняла 14-ое место, Наталья Гордиенко и Arsenium в 2006 г. – 20-ое место, Оля Тира и «SunStroke Project» в 2010 г. – 22-ое место. Но в 2015 г. Молдова была выставлена в невыгодном свете - из-за неудачного выступления украинского певца Эдуарда Романюты, которого выбрали в качестве представителя Молдовы при весьма странных обстоятельствах, несмотря на откровенно проигрышную композицию и наличие своих неплохих исполнителей в национальном финале. При этом множество вопросов вызвали оценки ряда членов жюри и показатели телевоутинга. Телевизионный менеджмент не справляется На протяжении 11 лет общественная компания «Телерадио-Молдова» выступает в роли организатора национального отбора на «Евровидение». Ежегодно здесь формируется организационный комитет, который отвечает за формирование состава жюри и решение других ключевых вопросов. Несмотря на то, что «Телерадио-Молдова» является общественной компанией, здесь предпочитают не привлекать общественность к конкурсным процедурам. Последние годы наглядно продемонстрировали, что телевизионный менеджмент не справляется со своими функциями – организовать честные и справедливые музыкальные состязания, сформировать компетентный и неподкупный состав жюри, обеспечить прозрачность и корректность голосования. К примеру, на последнем конкурсе, в отличие от предыдущих лет, в финале члены жюри не менялись. Председателя жюри не объявляли ни в финале, ни в полуфинале. Оргкомитет предпочитает не информировать общественность и о том, каким образом формируется состав жюри. В него часто попадают люди, не только далекие от понимания специфики «Евровидения», но и в целом без каких-либо достижений в музыкальной индустрии. Показательно, что в промежутке между финалом и полуфиналом у жюри могут резко смениться фавориты. Так, в последнем национальном полуфинале проект Паши Парфения «DoReDoS» был на втором месте, а в финале тот же номер получил ноль баллов. Эдуард Романюта в полуфинале удостоился одной высшей оценки, а в финале получил по 12 баллов от четырех членов жюри. В двух полуфиналах в составе жюри было девять судей: диджей и промоутер Серж Кино (Серджиу Баркарь),продюсер Влад Констандой,преподаватель Академии музыки, театра и изобразительных искусств Зинаида Кошлец-Брынзилэ (Зинуца Жуля),композитор Андрей Сава,продюсер Юрие Бадику,профессор Академии музки, театра и изобразительных искусств Виктория Ткаченко,композитор, глава музыкальной редакции «Радио Молдова» Адриан Бельдиман,поэт-песенник Виктор Буруянэ,руководитель Государственного филармонического оркестра города Ашдод (Израиль) Думитру Миллер. В финале к девяти судьям добавились еще двое: композитор, экс-депутат Геннадие Чобану,бывший вокалист ансамбля «Норок» Штефан Петраке. Загадки молдавского телевоутинга При этом организационный процесс построен таким образом, что доказать какие-либо манипуляции юридически довольно сложно. Тем более что сегодня в Молдове отказались от откровенной фальсификации результатов, как это практиковалось ранее. К примеру, в 2006 г. уже после подсчета голосов и выявления победителя организаторы совместно с членами жюри подтасовали результат: якобы два конкурсанта набрали одинаковое число баллов, в связи с чем был объявлен дополнительный полуфинал. Его победителем стал певец Арсений, который в конкурсе вообще не участвовал. В последующие годы широкое распространение получила покупка телевоутинга, чему способствует непрозрачная система голосования и подсчета голосов. Окружение некоторых артистов без устали шлет смс, в результате чего рейтинг конкурсанта зашкаливает. Известны и случаи организованной скупки голосов в пользу того или иного участника, когда зрителям предлагается фиксированная сумма за определенное число смс. В ходе последнего национального конкурса Эдуард Романюта, которого в Молдове мало кто знает, набрал в полуфинале 2955 голосов – в 7,5 раз больше, чем молдавский исполнитель, оказавшийся на втором месте. В финале он получил 13,5 тыс. голосов, что существенно превысило число смс за артистов, расположившихся на 2 и 3 местах. Голосование проходило через всех операторов, но голоса подсчитывала фирма, приглашенная «Телерадио-Молдова». Похожая история была в Болгарии, когда один из аутсайдеров — группа под названием «Кафе» — закупила множество карт для отправки смс во время итогового голосования. После подсчета голосов этот факт вскрылся и стал известен широкой публике. В Молдове организаторы «Евровидения» о подобных ситуациях предпочитают не рассказывать, пусть даже постфактум. Регламент «под конкретного исполнителя» Одной из первых о коррупционной подоплеке национального конкурса публично заявила Наталья Барбу, которая в 2013 г. намеревалась участвовать в отборочном туре. В 2007 г., когда певица заняла 10-ое место на «Евровидении» в Хельсинки, ее вокал многие признавали лучшим женским вокалом за всю историю конкурса — несмотря на ряд очень тяжелых для исполнения моментов в песне, она не ошиблась ни на одном из десятка репетиционных прогонов. В 2012-2013 гг. развернулись споры вокруг нового регламента национального отбора, представленного «Телерадио-Молдова». Он не гарантировал артисту участие в конкурсе со своей песней. Победителем по нему становился тот, кто лучше всех исполнит одну из 60 песен, предложенных членами жюри. Изменение правил игры тогда стало неожиданным для ряда артистов, которые отозвали свои заявки. Наталья Барбу направляла ходатайство в адрес общественной телерадиокомпании с просьбой позволить ей участвовать с конкретной композицией, но получила отрицательный ответ. Ссылаясь на компетентный источник, Наталья Барбу заявила, что новый регламент был составлен специально под конкретного исполнителя: «Некий влиятельный господин хочет любой ценой продвинуть свою «протеже» на конкурс «Евровидение». Чтобы удалить исполнителей, перед которыми данный кандидат не будет иметь никаких шансов, были изобретены абсурдные и неприемлемые для настоящих артистов правила». У многих представителей музыкальной индустрии складывается впечатление, что «Teleradio Moldova» меняет регламент конкурса в угоду интересам определенных лиц, создавая условия для продвижения определенных исполнителей. Так вышло и в этом году, когда доступ к национальному отборочному туру получили иностранные артисты, а победителем стал украинский певец Эдуард Романюта. Кстати, в Европе лишь единицы допускают к конкурсу зарубежных артистов: например, Швейцария, которая послала на «Евровидение» канадскую певицу Селин Дион. «Это очевидный коррупционный беспредел» «Я не могу сказать, что члены жюри поголовно коррумпированы, но многие оценки последнего конкурса с трудом поддавались логике, - говорит один из наших экспертов, у которого есть опыт пребывания в составе жюри на молдавском «Евровидении». - Незадолго до открытия конкурса появилась информация, что как бы кто хорошо ни выступил и какую бы гениальную песню ни спел, в финал выйдет конкретный человек. Честно говоря, в этом году все песенки были не на высоте, были только чуть лучше или чуть хуже. И, по моему мнению, Эдуард Романюта выглядел хуже некоторых исполнителей. В принципе, было несколько заслуживающих внимания номеров. Тоже провальных, но не позорно провальных, как у Романюты. Его победу, вокруг которой есть слишком много случайностей, можно объяснить только махинациями. По-моему, это очевидный коррупционный беспредел». Эмоций не могли сдержать практически все молдавские артисты, участвовавшие в последнем конкурсе. Серж Кузенков: «Я считаю, что голоса куплены. Молдове нечего делать в Европе, пока такое возможно». Паша Парфений: «Очень жаль, что все куплено, это так очевидно». Дойница Герман: «Конкурс должен быть справедливым, а жюри компетентным. У нас много и своих хороших певцов». В этом году после финала наши артисты в знак несогласия с результатом проявили редкостную солидарность и не вышли на теледебаты. А конкурсанты Лидия Исак, «Glam Girls» и «SunStroke Project», которых продюсирует Сергей Орлов, еще до финального представления рекомендовали зрителям не тратить деньги на смс в их поддержку, поскольку результат известен заранее. «Самое главное в этой истории в том, что в 2015 г. Молдова второй раз подряд не прошла в финал международного конкурса. За десятилетие такое произошло трижды. Вернуться в топ «Евровидения» будет очень тяжело. Все артисты, которые до этого года представляли нашу страну, внесли большой вклад в создание имиджа Молдовы на «Евровидении». И этот имидж разрушен организаторами национального конкурса и бездарным, безответственным жюри», - говорит Сергей Орлов. По его мнению, одним из лучших вариантов для Молдовы стало бы формирование международного жюри для оценки конкурсантов, как это практикуется во многих странах. Кроме того, говорит продюсер, организаторы должны предпринять меры, которые обеспечат честный телевоутинг, исключив многократное голосование с одного телефона. «Работа на имидж страны, а не повод заработать» Помимо Натальи Барбу о своем нежелании в дальнейшем участвовать в национальном «Евровидении» в качестве конкурсантов в разное время заявляли Борис Коваль, «SunStroke Project» и некоторые другие артисты, оценка которых, по их мнению, была искусственно занижена в результате нечестного телевоутинга, коррупционного поведения и предвзятого отношения со стороны членов жюри. «В Молдове есть артисты, способные представить качественный музыкальный продукт и на равных конкурировать на общеевропейской сцене, - отмечает наш собеседник. - В последние годы этот конкурс демонстрирует завидное разнообразие в стилях — от традиционных поп-музыки и этники до композиций в стиле хэви-металл, рэп, блюз. Молдова органично смотрелась бы среди тех, кто посылает традиционные песни для своей страны — как, например, этническая музыка от Балкан. В то же время отбор молдавских участников на «Евровидение» должен быть выведен за пределы частных бизнес-схем и стать абсолютно прозрачным, делом престижным и государственным, способствующим продвижению наших национальных ценностей за пределами Молдовы. Это работа на имидж страны, а не повод заработать для нескольких человек. Применение мошеннических и коррупционных схем – не что иное, как обман тысяч людей, которые к тому же отдают свои голоса не бесплатно. Это фактическая фальсификация голосования. Люди как минимум могли бы подать на организаторов в суд, чтобы им вернули деньги. Тем не менее, аудита телевоутинга не было, и вопрос об отсутствии такого аудита тоже следует адресовать организаторам, а также парламентской комиссии по СМИ, в полномочиях которой мониторинг этих процессов». | |
|