Eurovision Евровидение Twitter
Главная страница · Регистрация · Вход · Вы вошли как Гость · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ·
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Философия (φιλοσοφία)
ЛюбовникДата: Сб, 27.06.09, 18:35 | Сообщение # 1
АдмЫрал :D
Группа: Пользователи
Сообщений: 745
Репутация: 41
Статус: Offline
Награды: 20
«Мыслитель»
Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Что такое философия?

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении».

Фрагмент картины Рафаэля «Афинская школа». Философы Платон и Аристотель. Пример разности философских интересов: Платон держит в руках натурфилософский диалог «Тимей», Аристотель — «Этику»
Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём» В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления».

Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности».

Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и ее результат. Это понимание философии критикуется как недостаточное.

История термина
Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. Как сообщает Диоген Лаэртский,

Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости[8].

Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит:

Очень много должны знать мужи-философы.

Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона.

Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока.

В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».

Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви́дение»), «даршана» («теоретическое ви́дение»), «мата» — («теория»).

В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).

В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ‎‎ Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признает значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».

В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику.

Функции философии и формы философской деятельности
По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.
Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).
В целом философия претендует на выполнение следующих функций.

Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.

Философия как мировоззрение
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.

Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет. Часто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости. Бердяев, например, в своей работе «Смысл творчества» прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытиё определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная. Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.

Философия и наука

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

Является ли философия наукой?
Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?

Евклид. Единство философии и математики
Рене Декарт. Единство философии, физики и математики. При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).

Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.

Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.

Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.

Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремиться свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.

Философия и религия

Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.

Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»

Философия и искусство

В философии немецкого романтизма был выдвинут тезис «философия как искусство».

Предмет философии

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

«Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.
Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

«Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
«Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»
Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Философия: за и против

Смысл и польза философии

Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии — народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков — это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были — этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.

История философии

История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука.

Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.

Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлена здесь в виде краткой таблицы.

P.S. Историю философии лучше посмотреть вот на этой ссылке - http://ru.wikipedia.org/wiki....8%D0%B8

Периоды Западная философия Восточноевропейская и ближневосточная философия Философия Южной и Центральной Азии Дальневосточная философия
Современная философия Современная философия
Нововременная философия Европейская философия
Новоевропейская философия
Философия Возрождения

Американская философия
Латиноамериканская философия
Африканская философия
Австралийская философия
Мусульманская философия
Арабская философия
Персидская философия

Восточнохристианская философия
Византийская философия Философия индуизма
Индийская философия

Буддийская философия
Тибетская философия
Вьетнамская философия
Философия дальневосточного буддизма Китайская философия
Корейская философия
Вьетнамская философия
Японская философия
Средневековая философия Европейская философия
Философия Возрождения
Средневековая западноевропейская философия
Древняя философия Античная философия
Древнегреческая философия
Древнеримская философия Древнеиндийская философия Древнекитайская философия

Современные философские направления

After-постмодернизм
Аналитическая философия
Когнитивный релятивизм
Критическая теория
Либерализм
Марксизм
Неопозитивизм
Неопрагматизм
Неотомизм
Новая философия во Франции
Позитивизм
Постмодернизм
Постпозитивизм
Постструктурализм
Структурализм
Феноменология
Экзистенциализм
P.S. Точнее о своременной философие можно прочитать здесь - http://ru.wikipedia.org/wiki....8%D1%8F

Современные философские проблемы

Строение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке, 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H) — тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека.
Таким образом он пытался решить психофизическую проблему.Нерешённые Проблемы, которыми занимается современная философия.

Проблема Другого
Проблема универсалий
Психофизическая проблема. Парадокс Мура Проблема Геттиэра
Проблема Молиньё (Молиньё, Молинё, Молине)
Пирроновский регресс в познании
Восприятие цвета
Контрафактические суждения
Парадоксы импдикации (материальной импликации, строгой импликации)[11].
Счастливая случайность
Проблема зла
Дилемма Евтифрона
Проблема демаркации
Эссенциализм в эстетике
Средство есть сообщение (англ. The Medium is the Message) Что является произведением искусства?
Искусственный интеллект как философская проблема, (см. Философия искусственного интеллекта)
Сущность и статус математических объектов.
Список решённых проблем варьируется в зависимости от философской школы. Там, где одни видят решение, другие продолжают видеть проблему, третьи же признают проблему псевдопроблемой.

Ахиллес и черепаха (проблема бесконечно малых).
Проблема метода (научный метод, метод философии и т. д.)
Проблема обоснования логики и проблемы её применения в конкретных науках.

Разделы философии

В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику, эпистемологию, этику, эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.

Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию. Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии, а отделение политической теории — к появлению политической философии.

Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания).

Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей).

Общефилософские дисциплины

Метафилософия — философия философии.
P.S. Метафилософия - http://ru.wikipedia.org/wiki....8%D1%8F

Философия средств и способов познания

Философские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).

Логика — философская дисциплина о формах правильного рассуждения. Отвечает на вопрос: «Каким образом мы можем отделить истинные суждения от ложных на их пути от предпосылки до вывода?».
Эпистемология (гносеология, теория познания), наука о знании и его основаниях. Занимается вопросами: «Возможно ли познание?», «Как мы знаем то, что знаем?».
Философия науки, в том числе философии отдельных наук
Философия математики
Философия физики
Философия биологии
Философия психологии
Философия социальных и гуманитарных наук
Философия логики
Философия техники
Философия языка
Философия сознания (философия ментальности, философия ума)

Теоретическая философия

Теоретическая философия — философские дисциплины, исследующие сущее.

Онтология — наука о бытии (наука о сущем), философская теория реальности. В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?».
Метафизика не имеет общепринятого определения. Иногда она отождествляется с онтологией, иногда рассматривается как более общая дисциплина, иногда как более частная — наука о началах бытия.
Философская антропология
Натурфилософия (философия природы)
Философская теология (естественная теология, естественное богословие, натуральная теология,)
Философия духа

Практическая философия

Практическая философия — философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология

Аксиология (теория ценностей).
Этика — философия морали. В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее жить?», «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки), «Материальны ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?».
Метаэтика
Этика поступка
Социальная этика
Профессиональная этика
Юридическая этика (этика юриста)
Медицинская этика
Биоэтика
Экономическая этика
Экологическая этика
Эстетика — философская дисциплина о прекрасном, безобразном и т. п. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «Как мы постигаем красоту?».
Философия искусства
Праксеология (прагматика, философия деятельности)
Социальная философия
Философия религии
Философия права
Философия образования
Философия истории
Политическая философия (философия политики)
Философия экономики
Философия культуры
Философия экологии

Философские дисциплины или философские направления
Существуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы.

Философские теории идентичности
К философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.

Этнофилософия

Философия расы (философия расизма)
Философия пола (философия сексуальности, гендерная философия)
Философские теории, связанные с религиозной идентичностью
Светская философия (см. также: философская критика религии, атеизм, деизм, пантеизм).
Религиозная философия (см. также теологический рационализм).
Философия традиционализма (философия традиции)

Философские теории, разрабатываемые отдельными школами
Философия мистики (философия мистицизма, мистическая философия, см. также эзотерика, мистицизм).
Герменевтика (философия понимания)
Семиотика (теория знака)
Философская антропология
Ориентализм в философии (рецепция индийской и китайской философии).
Философия жизни
Философия существования

© wikipedia.org

Сообщение отредактировал Любовник - Вс, 28.06.09, 18:38
 
bor_israelДата: Вс, 28.06.09, 15:42 | Сообщение # 2
АдмЫрал :D
Группа: Пользователи
Сообщений: 379
Репутация: 50
Статус: Offline
Награды: 17




 
ЛюбовникДата: Вс, 28.06.09, 17:55 | Сообщение # 3
АдмЫрал :D
Группа: Пользователи
Сообщений: 745
Репутация: 41
Статус: Offline
Награды: 20
bor_israel, Оо спс. Интерестная вещь, отнесу своей математичьке поглядим:))
 
bor_israelДата: Вс, 28.06.09, 18:12 | Сообщение # 4
АдмЫрал :D
Группа: Пользователи
Сообщений: 379
Репутация: 50
Статус: Offline
Награды: 17
Quote (Любовник)
отнесу своей математичьке поглядим:))

smile
 
ЛюбовникДата: Вс, 28.06.09, 18:50 | Сообщение # 5
АдмЫрал :D
Группа: Пользователи
Сообщений: 745
Репутация: 41
Статус: Offline
Награды: 20
Плато́н
(др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Биография

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который по мифологическому преданию на острове Делос родился бог Аполлон.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон.

Перектиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов, недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопонесской войны.

Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников.

После смерти Сократа в 399 до н.э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов.

В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами.

В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию.

По древним преданиям Платон умер в день своего рождения в 347 году.

По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы.

Произведения

Практически все известные сочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов. Платоновский корпус (Corpus Platonicum), то есть исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые со времён античности связываются с именем Платона, формировался на протяжении долгого времени. Вероятно, на протяжении долгого процесса формирования классического «собрания сочинений» философа случались как потери, так и приобретения, определявшиеся в известные моменты не только состоянием рукописной традиции, но и уровнем и направлением современной ему филологической критики.

Первой важной вехой на пути формирования корпуса можно считать собрание платоновских сочинений, составленное в III веке до нашей эры выдающимся филологом античности Аристофаном Византийским. Уже к этому времени под именем Платона ходили сочинения разного объёма и качества, часть которых была отклонена Аристофаном, тогда как ещё некоторая часть была помещена в собрании, правда, в качестве сомнительных или, при всех достоинствах, недостоверно платоновских произведений. Основу издания составили те сочинения, которые и сегодня определяют лицо Платоновского корпуса.

Тот же Аристофан Византийский положил, вероятно, начало систематизации сочинений Платоновского корпуса, поскольку в его издании они располагались трилогиями. Так, в одной трилогии объединялись «Государство», «Тимей» и «Критий», в другой — «Законы», «Минос» и «Послезаконие», в третьей — «Критон», «Федон» и «Письма», что свидетельствует о тематическом принципе классификации сочинений, весьма далёких друг от друга по объёму, структуре и по художественному уровню. Сочинения, которым не находилось тематических аналогов, в трилогии не включались и располагались беспорядочно.

Следующий важный этап истории Платоновского корпуса связан с деятельностью Фрасилла (I в. н. э.), чьим собранием, по существу, пользуется и современная наука. У Фрасилла платоновские сочинения были объединены в тетралогии и расположены в следующем порядке:

Тетралогии

Первая тетралогия :
«Евтифрон», или О благочестии; «Апология» Сократа; «Критон», или О должном; «Федон», или О душе

Вторая тетралогия :
«Кратил», или, О правильности имен; «Теэтет», или О знании; «Софист», или О сущем; «Политик», или о Царской власти

Третья тетралогия :
«Парменид», или Об идеях; «Филеб», или О наслаждении; «Пир», или О благе; «Федр», или О любви;

Четвёртая тетралогия :
«Алкивиад» Первый; «Алкивиад» Второй, или О молитве; «Гиппарх», или Сребролюбец; «Соперники», или О философии.

Пятая тетралогия :
«Феаг», или О философии; «Хармид», или Об умеренности; «Лахет», или О мужестве; «Лисий», или О дружбе.

Шестая тетралогия :
«Евфидем», или Спорщик; «Протагор», или Софисты; «Горгий», или О риторике; «Менон», или О добродетели.

Седьмая тетралогия :
«Гиппий первый» или О прекрасном; «Гиппий второй» или О должном; «Ион», или об Илиаде; «Менексен», или Надгробное слово.

Восьмая тетралогия :
«Клитофонт», или Вступление; «Государство», или О справедливости; «Тимей», или О природе; «Критий», или Атлантида.

Девятая тетралогия :
«Минос», или О законе; «Законы», или О законодательстве; «Послезаконие», или Ночной совет, или Философ; Тринадцать Писем.

Современное состояние Платоновского корпуса определяется изданием Хенрикуса Стефануса (Анри Этьена) — одного из выдающихся французских филологов-эллинистов XVI века. В научной литературе цитирование платоновских текстов производится с указанием пагинации этого стефановского издания, которая сохраняется на полях любого новейшего издания сочинений Платона, как по-гречески, так и в переводах, независимо от принятого в том или ином издании порядка их расположения.

Хронология

Ранний период (приблизительно 90-е гг. IV века до н. э.)
«Апология Сократа»
«Критон»
«Евтифрон»
«Лахет»
«Лисид»
«Хармид»
«Протагор»
1-я книга «Государства»

Переходный период (80-е гг.)

«Горгий»
«Менон»
«Эвтидем»
«Кратил»
«Гиппий меньший»
и др.

Зрелый период (70—60-е гг.)

«Федон»
«Пир»
«Федр»
II—X книги «Государства» (учение об идеях)
«Теэтет»
«Парменид»
«Софист»
«Политик»
«Филеб»
«Тимей»
«Критий»

Поздний период

«Законы» (50-е гг.)
Послезаконие (редактор — Филипп Опунтский)

[править] Космос. Об отношении идеи к вещам
«Мир — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим». Космос — царство идей (эйдосов), полных божественого смысла. И мир подчиняется Идее — живёт, существует и развивается в соответствии с общими закономерностями, теми правилами, что устанавливают идеи.

Идеи — основа всего мира. Они не видны людям и их нельзя почувствовать, так как чувства не позволяют познать истинную природу вещей (вода, деревья и весь остальной материальный мир — существует, но людям остаются неизвестны причина их существования, предназначение, смысл их бытия).

Для Платона идеи — это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Идеи — это целевые причины, заряженные энергией устремления; между идеями существуют отношения координации и подчинения.

Высшая идея (главная) — идея абсолютного блага (агатон); мировой Разум; Божество.

Платон верит в богов и доказывает их существование тем, что люди чувствуют сродство с природой (человек имеет возможность чувствовать всякое мгновение по-разному, то есть может быть эмоционален).

Идея души

До рождения душа человека пребывает в царстве идеи — чистой мысли и красоты. Затем она попадает на 5-ом месяце беременности на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». То есть ещё до рождения основные вопросы своей жизни душа решает в мире образцов (парадигм), а, появившись на свет она уже знает всё, что нужно знать. Так появляется вера в судьбу, в участь.

Душа — бессмертная сущность, состоящая из трёх частей:

1) Разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души — основа добродетели, мудрости;

2) Пылкая, аффектно-волевая часть души — основа мужества.

3) Чувственная, движимая страстями, вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом.

Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости.

Учение о познании

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.
Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).

Диалектика Платона

Диалектика — искусство рассуждать в общении (во время спора) логично, распутывая противоречия, столкновение мнений, суждений, убеждений.

Анализируя диалектику понятий Платон тем самым оказал большое влияние на последующее развитие логики. (примеры: …)

Диалектика у Платона связана с математическими законами. (примеры: …)

Разрабатывал диалектику единого и многого, иного и тождественного, движения и покоя. (примеры: …)

Политико-правовое учение Платона

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремится к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они не совершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

Политические идеи в «Государстве»

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Платон выделяет четыре формы правления:

Тимократия — власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.
Олигархия — власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют чернь, коей всегда большинство, и она, в свою очередь, захватывает власть.
Демократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.
Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая в конечном счете приводит государство к тимократии.
Все не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, одежде и доме). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Политические идеи в «Законах»

Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия.

4 сословия,
5040 граждан и сложнейшая система управления.
допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий.
значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.
Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:

над всеми стоят правители.
все подчиняются законам.
На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.

Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).

Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

Важнее непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона.

Этические взгляды

Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы как: природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Нравственное мировоззрение Платона развивалось от «наивного эвдемонизма» (Протагор) к идее абсолютной морали (диалог «Горгий»). в диалогах «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика» этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни.

Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»); в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Платону характерна и примиряющая эвдемоничекая позиция, которая излагается в диалогах «Филеб» и «Законы».

Во всех произведениях Платона подразумевается существование эроса, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.

Человек
Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека:

"Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях".

Разумеется у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек — дуалистичен. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм — тело тянет человека в животный мир, а душа — в божественный.

О философских категориях
Ранняя греческая мысль в качестве философских категорий рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух.

Платон предложил первую систему из пяти основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.

Все эти категории вытекают друг из друга.

Тексты
Оригинальные тексты Платона до нашего времени не дошли. Старейшими копиями произведений являются найденные на египетских папирусах в Оксиринхе фрагменты нескольких диалогов, датируемые около 200 года н. э. Наиболее древние сохранившиеся полные тексты относятся к X веку.

В Средние века до эпохи Возрождения Платон был практически неизвестен, так как его произведения были написаны на греческом языке, которого практически никто не знал. Единственным диалогом, переведенным на латынь в то время, была первая часть «Тимея» (перевод сделан Калкидием в IV веке). Существовали также переводы «Менона» и «Федона», сделанные в XII веке Анри Аристиппусом, но фактически их могли прочитать очень немногие, и никакого влияния на умы того времени они не оказали.

Только в середине XV века, когда Марсилио Фичино перевел на латынь все работы философа, наследие Платона вернулось в общественную и научную жизнь Европы.

История изучения

Первая монография по Платону была написана Теннеманом в XVIII веке. Далее значительный вклад в понимание Платона сделал Шлейермахер, выдвинув гипотезу о единой доктрине, отстаиваемой Платоном. Далее Германн сделал предположение, что взгляды Платона с течением жизни менялись. Впоследстви все сочинения Платона были разделены на ранние или «малые сократические», зрелые (Государство), где утверждается теория идей и поздние (Парменид), где Платон пересматривает свои взгляды.

Сообщение отредактировал Любовник - Вс, 28.06.09, 18:53
 
LexaSuperДата: Вс, 28.06.09, 19:12 | Сообщение # 6
АдмЫрал :D
Группа: Пользователи
Сообщений: 2173
Репутация: 74
Статус: Offline
Награды: 44
bor_israel,
Прикольно
У меня была книга(старая очень)и там были разные интересные штуки,например на 3 делятся те числа,у которых при сложении всех цифр получается число которое делятся на 3,например 456123 делится на три,потому что сумма всех цифр в числе получается 21(4+5+6+1+2+3=21)а 21 при сложении цифр=3(2+1) biggrin biggrin biggrin biggrin
Там еще много таких штучек было,уже не помню,если найду книгу,то посмотрю))))))) biggrin biggrin biggrin
 
DashaДата: Вс, 28.06.09, 19:41 | Сообщение # 7
АдмЫрал :D
Группа: Принцесса
Сообщений: 3118
Репутация: 105
Статус: Offline
Награды: 1
Quote (LexaSuper)
У меня была книга(старая очень)и там были разные интересные штуки,например на 3 делятся те числа,у которых при сложении всех цифр получается число которое делятся на 3,например 456123 делится на три,потому что сумма всех цифр в числе получается 21(4+5+6+1+2+3=21)а 21 при сложении цифр=3(2+1)

Нас этому учили в школе biggrin
А на 9 делятся те же числа, что делятся на три wink
 
bor_israelДата: Вс, 28.06.09, 20:20 | Сообщение # 8
АдмЫрал :D
Группа: Пользователи
Сообщений: 379
Репутация: 50
Статус: Offline
Награды: 17
Quote (LexaSuper)
У меня была книга(старая очень)и там были разные интересные штуки,например на 3 делятся те числа,у которых при сложении всех цифр получается число которое делятся на 3,например 456123 делится на три,потому что сумма всех цифр в числе получается 21(4+5+6+1+2+3=21)а 21 при сложении цифр=3(2+1)
Там еще много таких штучек было,уже не помню,если найду книгу,то посмотрю)))))))

Здорово,посмотри и нам расскажешь. smile
 
LexaSuperДата: Вс, 28.06.09, 23:32 | Сообщение # 9
АдмЫрал :D
Группа: Пользователи
Сообщений: 2173
Репутация: 74
Статус: Offline
Награды: 44
Quote (Dasha)
Нас этому учили в школе biggrin
А на 9 делятся те же числа, что делятся на три

Там еще(в книге)есть про 2,3,4,5,6,8,11(не помню дальше есть или нет)
А вот на 7 пока не нашли не чего такого,там даже в книги так и написано,если не ошибаюсь)

Добавлено (28.06.09, 21:32)
---------------------------------------------

Quote (bor_israel)
Здорово,посмотри и нам расскажешь

Обязательно расскажу,если книжку найду))))))))
 
ЛюбовникДата: Пн, 29.06.09, 20:57 | Сообщение # 10
АдмЫрал :D
Группа: Пользователи
Сообщений: 745
Репутация: 41
Статус: Offline
Награды: 20
Размышления о смерти

Смерть всегда находится рядом и в любой момент жизнь может оборваться.

Для человека смерть - это составная часть жизни. Жизнь и смерть - оба представляют одно целое, без чего бытие немыслимо. Монтень сказал: «Ваше бытие, которым вы наслаждаетесь, одной своей половиной принадлежит жизни, другой - смерти. В день своего рождения вы в такой же мере начинаете жить, как и умирать». Не думая о смерти, люди как будто пытаются отдалить ее, получить длительную отсрочку. А если человек к тому же и богат, обладает властью, то, не думая о смерти, он создает себе иллюзию бессмертия. Наверное, поэтому древние монархи себя обожествляли. Однако чем больше человек бежит от смерти, тем стремительнее она его догоняет и, в конечном итоге, он становится совершенно неподготовленным к встрече с ней.

Что может быть важнее размышлений о смерти? Идеология современного мира построена на возвеличивании человека и идеализации жизни. Но кому нужны все эти глобалистические и демократические философии, пропаганда успешности и потребительства, если все это кончится со смертью человека? Какая разница для нас, будет в этом мире демократия, глобализация, права человека и т.д. после нас? Ведь кардинальным вопросом нашего существования является наша проблема, которая заключается не только в жизни и потребительстве, но и в ощущении близости смерти, которую рано или поздно нам придется пройти. Но именно эта тема является запретной в современной западной и других материалистических идеологиях, так как она наводит людей на серьезные размышления о смысле существования. Но именно поиск смыслов жизни и поиск причин бытия противоречит иллюзорной современной идеологии, направленной только на потребительство, успешность и жизнь. Смерть не вписывается в господствующее сегодня мировоззрение. Однако нужно отбросить все эти идеологии, которые, несмотря на свою привлекательность, не отражают чаяний и нужд человека и почаще задумываться о проблемах жизни и смерти. Только тогда можно понять абсурдность и бессмысленность тех ценностей, которые нас окружают и пропагандируются.

Собственно говоря, на протяжении всей жизни человек что-то приобретает, а что-то теряет. В глобальном смысле самое его большое приобретение - это жизнь, а потеря – смерть. Фактически с момента своего рождения мы становимся приговоренными к смерти. Когда афинский суд приговорил Сократа к смерти, один человек сказал ему: «Тебя осудили на смерть тридцать тиранов». Сократ ответил: «А их приговорила к смерти сама природа».

Некоторые античные философы предписывали не особенно страшиться смерти, так как они рассматривали ее как прекращение ощущений. То есть, они ставили вопрос о том, чем отличается смерть от жизни, и видели это различение в ощущениях. Таким образом, получается, что жизнь и смерть, по сути, сходные состояния, так как в них обоих есть постоянство. Умирание - это отключение ощущений. Когда Фалес сказал, что жить и умирать это одно и то же, кто-то спросил его: «А зачем ты не умираешь?» На что Фалес ответил: «Именно потому, что это одно и то же».

Причем многим людям не нравится, когда кто-то озвучивает вслух свои мысли о смерти, ведь это наводит их на ужас неизвестности и страха, который они обречены пройти. Но на самом деле озвучивание рассуждений о смерти вполне нормально, ведь смерть - такое же явление, как и все окружающие нас вещи. Просто людям страшно на эту тему рассуждать. Хотя чего бояться? Еще каких-то несколько десятков лет назад нас не было в этой жизни. Был в истории человечества первобытный период, древняя история, средневековье. И где мы были тогда? Это сейчас нам кажется, что мы вечно были в этой жизни и не было у нас никакого другого состояния. Но каким было оно? Было ли оно полным небытием или мы находились в какой-то другой жизни? В любом случае мы вернемся в то же состояние, в котором были до этой жизни.

Мы можем часто наблюдать различных людей, которые в прошлом были хорошими, добрыми, полезными и общительными людьми. Но прошли годы и они изменились, стали сварливыми, вредными, высокомерными. Это происходит потому, что в ранние годы люди только начинают жизнь, у них еще не полностью формируется мировоззрение, убеждения. Но потом они испытывают все тяжести жизни, которые оказывают на них решающее влияние. И вот если в этот переломный момент они не подходят философски к различным проблемам, не думают о существе и целях своей жизни, боятся мыслей о смерти, то что им еще остается? Только стремление к наживе, славе, ложным материальным благам этого мира, которые в конечном итоге, сгниют вместе с ними. Но они об этом не думают. Если гнать от себя мысли о смерти, то остается только материализм и потребительство. А это формирует в них все вышеперечисленные отрицательные черты их характера. А когда, в конечном итоге их постигает смерть, к которой они оказываются не подготовленными, о них либо никто не вспоминает, либо же поминают недобрыми словами. И не помогают им никакие блага и нажитые ими богатства.

Если мы будем постоянно помнить о смерти, то будем знать цену каждого прожитого дня. Ведь смерть всегда рядом с нами, ее дыхание мы слышим всегда, только боимся признаться себе в этом. Гораций сказал: «Считай всякий день, что тебе выпал, последним и будет тебе милым тот час, на который ты не надеялся». Человек мнит себя чем-то великим, особенно если богат и наделен властью. Однако на самом деле он всегда слаб. Любое нарушение нормальных условий жизни приводит к концу его жизни. Человек может считать себя сильным, великим, но вся эта сила величие и планы могут оборваться в результате нелепой случайности: как авто и авиакатастрофа, внезапная болезнь, несчастный случай. Наконец есть фактор старости и естественного увядания.

В связи с тем, что люди не думают о смерти, они не могут правильно осмыслить цели этой жизни. Они стремятся к наживе, обманывают, лицемерят, дерутся и делают пакости друг другу за материальные блага этого мира. Но они не понимают, что нет в этом никакого смысла, все это бренное, преходящее. Все это только портит их душу. А если потом выяснится, что душа бессмертна и есть другой мир, то она серьезно пострадает.

В противоположность этому человек, который постоянно думает о смерти, совершенно по-другому видит этот мир. Он приходит в состояние мудрости и рассудительности и понимает, что эта рутина, разборки, стремление к безудержному обогащению лишено смысла. Он готовит себя к встрече со смертью, делая великие дела и думая об обогащении не кармана, а своей души. Это вырабатывает в нем благородные чувства добродетели, милосердия. Он возвышается над мирской рутиной и смотрит на все это свысока. Еще Сенека говорил: «Чтобы никогда не бояться смерти, всегда думай о ней». Ведь в тот момент, когда она придет, мы можем оказаться совершенно неподготовленными к этой встрече. Причем смерть всегда бывает неожиданной. Даже смертельно больной человек надеется, что вот-вот излечится. И вот для того, чтобы встреча со смертью не стала неожиданностью, о ней надо всегда думать.

Некоторые люди думают, что боятся не самой смерти, а того, что будет после нее. Однако еще древние говорили, что страшна не смерть, а умирание. Действительно, в этой жизни все более-менее понятно. А что будет в следующей, еще надо будет выяснить. В любом случае, там тоже будет некое постоянство: либо какое-то бытие, либо же небытие. А вот момент смерти и умирания действительно страшит практически всех людей, так как это и есть некая граница, которую предстоит пройти в мучениях.

Многие говорят, что верят в жизнь после смерти. Да, пожалуй, без этой веры трудно жить. Вера в потустороннюю жизнь дает надежду на то бессмертие, которого хочется получить в этой жизни. Однако проблема в том, что вера в жизнь после смерти предусматривает наличие добродетели и благих дел в этой жизни. То есть, свое будущее в вечной жизни нужно еще заслужить. Однако именно благих деяний и не хватает у людей, которые говорят о своей вере в загробную жизнь. Почти все готовы уничтожить друг друга за материальные ценности этого мира, которые ими не будут унесены в вечность. А вот о богатстве своей души никто не задумывается. Странную картину можно наблюдать. Люди грешат, обманывают друг друга, безудержно стремятся к наживе, морально падают. А потом говорят о своей вере в потустороннюю жизнь. Отсюда вывод о том, что они хотят бессмертия и желают продолжения своих удовольствий и после смерти. Но их страсти не позволяют им остановиться и подумать, что все то материальное, ради которого они готовы на все в этой жизни, на самом деле им не нужно. Им нужны великие и добрые деяния, обогащение души. Однако именно этого у них нет и многие из них даже не понимают этих понятий. Ведь в следующей жизни, согласно всем религиозным текстам, людям помогут лишь их добрые деяния и богатая душа, а не нажитое богатство. И Бог на суде не будет ставить разницу между миллионером и бомжом, президентом и чернорабочим, королем и крестьянином.

Но есть и такие, которые не верят в потустороннюю жизнь. Они хотят урвать от этой жизни вообще все. У них есть логика. Ведь если есть только эта жизнь, то и нужно жить ради нее. Они говорят, что верующим только хочется, чтобы жизнь после смерти была потому, что они боятся смерти. Ведь оттуда еще никто не возвращался, чтобы засвидетельствовать о том, что жизнь после смерти существует. Они говорят, что в философском смысле даже если ее не существует, то ничего страшного. Значит там небытие. А что бояться небытия?

Да, и эта позиция имеет право на существование, хотя фактор смерти придется проходить и им. Но тут стоит задуматься о том, что до нашего рождения нас не было. Так может быть по такой логике и после этой жизни что-то будет такое, что нам не ведомо? Во всяком случае, логически это не исключено, особенно потому, что у нас есть душа, которая отличается от материальной составляющей тела – это наши чувства, ощущения, память и т.д. Может быть, что все это бессмертно и останется после физической смерти.

Часто можно встретить полушутливые высказывания о том, что, дескать, надо брать от жизни все, вести праздный образ жизни, развлекаться, жить в комфорте и быть при деньгах. Когда придет момент смерти, хоть будет о чем вспомнить.

Но что дальше? Разве от этого становятся бессмертными? Или им помогут умирать их воспоминания о праздной жизни и деньгах? Материальное уйдет с этой жизнью и сгниет. И не унесет всего этого человек. Когда подойдут болезни, старость, смерть все ощутят, что все это было зря. И ничто из накопленных материальных ценностей, пережитых развлечений не будет представлять никакого смысла. Даже через некоторое время эпизоды нашей жизни забываются или отчуждаются. Это все представляет собой лишь какой-то миг, через минуту после этого все становится историей. На смертном одре о развлечениях и богатстве никто даже не вспомнит. Многие богатые люди, почувствовав смерть, говорили, что все это бесполезно. Есть только страх перед неизвестностью, к которой они не готовились и даже этих мыслей к себе близко не подпускали. А нажитые правильными или неправильными путями материальные богатства остаются в этом мире, пока не сгниют. И еще, наследники начнут дележ богатств, не обращая никакого внимания на умирающего, который им уже больше не нужен. А на поминках люди будут говорить о чем угодно, только не о покойном. Есть хорошее изречение: «Умер король, да здравствует король».

Если что-то унесет человек с собой, то это только богатство души, благие деяния. По крайней мере, на это есть надежда, в случае если есть будущая жизнь. А если нет, то хоть в этом мире помянут добрым словом. Ведь спустя десятилетия мы вспоминаем героев, бескорыстно служивших своему народу, родине. Мы поминаем их добрым словом. А кто вспоминает тех, кто гнался за богатством, комфортом? Вот сейчас много тех, кто в поисках сытой жизни разбегается по всей планете. Но все равно не чувствуют себя удовлетворенными. Подумаешь, жили для себя и умерли для себя. Напрасно все это. Впереди только вечность и ее надо заслужить. А патриот, который борется за народ и терпит лишения на чужбине, счастлив. Он живет ради великой идеи, а не находится на Западе в поисках комфортной и бессмысленной жизни.

Некоторые люди считают, что смерть сама по себе не страшна, так как в этом случае все жизненные проблемы разом будут решены. Вспоминаются слова Монтеня: «Если вы познали радости жизни, вы успели насытиться ими. Так уходите же удовлетворенными. Если же вы не сумели воспользоваться прелестями жизни, если она поскупилась для вас, так зачем она вам?». Но после смерти может быть другой мир, где за совершенные грехи нужно будет отвечать. Во всяком случае, так говорят религии. А если это так, то уйдут одни проблемы, но придут другие.

Феномен смерти нужно рассматривать, как с философских, так и религиозных позиций. К ней нельзя подходить только с рационалистической, научной точки зрения. Ведь проблема смерти не изучена и научно не доказана. Вопросы жизни и смерти были и продолжают оставаться больше религиозно-философскими проблемами, чем научными. Да, наука кое-что исследовала. Но на основные вопросы ответа нет. Поэтому эти вопросы являются областью размышлений, переживаний и веры. Цицерон сказал: «Философствовать - значит учиться умирать».

Многие люди считают, что нужно желать того, чтобы смерть пришла как можно позднее. Надо сделать все, чтобы прожить дольше. Разумеется, что стремиться к долголетию нужно. Однако если подумать поглубже, нет никакой разницы, когда умереть. Что такое лишние 5-10 лет прожитой жизни по сравнению с вечностью? Причем эти годы проходят, опять же, стремительно и снова человек становится принужденным умирать. А в этот момент будет все равно, прожил ты эти несколько лет или нет.

Представляется, что нужно стремиться не к долгожительству, а к качественно прожитой, наполненной великими делами жизни. Можно прожить мало, но сделать такие дела, что люди будут помнить тебя всегда. А можно прожить долго, но либо не оставить никаких полезных дел, либо же так отвратительно прожить жизнь, что после смерти люди еще долго будут проклинать тебя. Необходимо качество жизни, а не долголетие.

Если, как выясняется, главное в подготовке к смерти – это обогащение человеческой души, наполнение ее добродетелью, моралью, то важнейшим условием подготовки к смерти является ее состояние. Главное заключается в том, чтобы человеческая душа была как можно меньше привязана к земному, а все больше стремилась к идеальному миру. Для этого нужно познавать себя и окружающий мир и четко знать, в чем именно состоит цель нашего земного существования. «Познай самого себя», как говорили греки.

В этом процессе важнейшим фактором является также личная свобода человека. Ведь поработить можно только тело человека. Именно это и делается современными идеологами мира. Они привязывают человека лишь к этому миру, лишая его истинных знаний о целях и смыслах человеческого существования. Но душа, внутренний мир человека является уделом лишь самого человека. Душу не может поработить внешняя сила, если человек отказывается быть рабом. В нашем мире все меньше уделяется места понятиям о благе, добродетелях, мужестве, героизму, патриотизму, вере в высшие идеалы. Более того, все это не поощряется и высмеивается. Но не нужно поддаваться на иллюзии современных идеологов. Они сами смертные, умрут и с ними все уйдет. И не поможет человеку их мирской авторитет, так как все мирское тленно. Даже если в этом мире мы становимся вынужденными жить по установленным правилам, то все равно наши души являются лишь нашим уделом, в который никто не может вторгаться, если мы сами этого не позволим. Это говорили еще стоики. А для того, чтобы не позволять себя обманывать, нужно познавать самих себя, правильно осмысливать этот мир и наше место в нем. Если нет свободы в мире от существующего миропорядка, то необходимо обрести свое «Я», правильное отношение к жизни и смерти в своей душе. Если души людей будут свободными и обогащенными, то и общество, и мир изменятся.

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Азербайджана Айдын Али-заде

 
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:
Eurovision.in © 2006-2012