Ещё одно Евровидение |
|
Оправданы ли опасения, что Украине будет непросто провести фестиваль? Евровидение 2017 в Украине. После победы Джамалы на предыдущем фестивале Евровидение было немало уже сказано о том, как пройдет следующий фестиваль, может ли Украина вообще его принимать, есть ли у страны средства и возможности для проведения песенного мероприятия, которое давно уже стало визитной карточкой европейской поп-культуры. Чем будет отличаться Евровидение 2017 года от предыдущего фестиваля, который проходил в украинской столице? Ведь тогда ни о какой войне, ни о каком даже замороженном конфликте на украинской территории и мысли не было, не говоря о том, что не было таких напряженных отношений между Украиной и соседней Россией. Вероятно, поэтому российские средства массовой информации так много внимания уделяют подготовке к Евровидению в Киеве, я бы даже сказал точнее — неподготовке. Уже общим местом стало то, что Украина фестиваль обязательно провалит к большой радости своих российских недоброжелателей-пропагандистов. Дополнительным поводом для беспокойства стала отставка части команды, которая занималась подготовкой к фестивалю на общественном телевидении. О том, какой будет найден выход из этой ситуации, мы ещё поговорим в нашем эфире. А сейчас обратимся к тому, как готовится к Евровидению украинская столица, которая принимает Фестиваль уже во второй раз. Мы пригласили в студию заместителя главы Киевской государственной городской администрации Алексея Резникова. Господин Резников как раз отвечает за проведение фестиваля Евровидение 2017. Что можно сказать о подготовке - она идет? Есть шансы на то, что все будет хорошо? Алексей Резников: Подготовка идет полным ходом. Я даже позволил бы себе сказать, что мы будем готовы к проведению Евровидения-2017. Как говорят футболисты, «матч состоится при любой погоде». Никаких сомнений нет, мало того, начало уже положено. Буквально несколько дней назад произошла церемония вручения символических ключей от Евровидения президентом городского совета Стокгольма нашему мэру Виталию Кличко. Сразу же в этом колонном зале произошла жеребьевка, были определены участники, страны, которые будут соревноваться между собой в полуфинале номер один и в полуфинале номер два. Евровидение сделало свой старт, и аудитория в 230 миллионов телезрителей уже увидела это официальное событие, так что никакие инсинуации, никакие сомнения здесь неприменимы. Виталий Портников: Может ли так случиться, что Евровидение 2017 года станет политизированным фестивалем, что не удастся удержать его от этой политизированности на фоне всего, что мы видим в российско-украинских отношениях и в стране? Алексей Резников: Давайте не забывать, что правообладателем этого шоу является национальный вещатель, в данном случае - наша телевизионная компания, которая сегодня уже имеет новое название — «Публичное акционерное общество «Общественное телевидение»». Я встречаюсь в Женеве с главными продюсерами Европейского вещательного союза, мы обсуждаем это вместе с нашими украинскими исполнительными продюсерами, туда ездили Виктория Романова и Александр Харибин. И наши европейские коллеги очень четко подчеркнули, что Евровидение — это деполитизированный проект, это объединяющий праздник музыки. Кстати, обратите внимание: слоган Евровидения в Украине: «Celebrate diversity», и это имеет значение как для Украины, так и для Европы. Попытки политизации, безусловно, имеют место. Это и проплаченные странные публикации в некоторых «желтых» изданиях о том, что «Украина не справится, давайте передадим следующему, кто по очереди», а следующие по очереди австралийцы, которые не являются членами Европейского союза, мол, давайте поедем в Москву... Но не тут-то было. Дело в том, что в Украине есть деньги, и Киев помогает из городского бюджета, уже определена сумма. На сегодняшний день закуплены основные необходимые услуги, определена арена. Наблюдательный совет Европейского вещательного союза приезжал в понедельник, делал выездное заседание, они работали целый день и уехали удовлетворенные, сказали, что следующую инспекцию они совершат через месяц. Я докладывал им о подготовке города, и это не вызвало ни одного даже уточняющего вопроса. Мы ждем весны, чтобы обеспечить благоустройство. Где может быть политизация? Возможен выбор в России некоего победителя, который теоретически может быть персоной нон грата на территории Украины. Прошу заметить: ни Министерство культуры, ни Кабинет министров, ни город, ни наш вещатель не решают, кто имеет право въезжать в страну, а кто - нет, только Служба безопасности Украины (СБУ). Такое право дано любой спецслужбе любой страны. Напомню, что один из российских певцов, Иосиф Кобзон является нежелательной персоной на территории Соединенных Штатов. Виталий Портников: Думаете, он победит на Евровидении? Алексей Резников: Американцы, наверное, считают его причастным к каким-то мафиозным кругам. И никто не парится (извините за не юридический термин) о том, что этой особе нельзя туда приезжать. И если вдруг в честном конкурсе победит кто-то, кто окажется нежелательной особой, то решать будет наша СБУ. Что касается безопасности российской делегации, то мы обещали Европейскому вещательному союзу обеспечить на высшем уровне безопасность всех делегаций, которые приедут. Режим аэропортовой безопасности (металлоискатели и так далее) будет на всех локациях, которые имеют отношение к Украине, а это основная арена, пресс-центр на 1500 журналистов, Евроклуб и Еврогородок. Виталий Портников: Скажите, как можно провести фестиваль, не строя ничего нового? Насколько я понимаю, бюджет, который выделен на Евровидение, не позволяет строить какие-то новые инфраструктурные объекты. Как это будет происходить? Алексей Резников: У нас нет необходимости ничего строить, у нас на левом берегу есть замечательный объект - Международный выставочный центр. Он удовлетворяет все требования Евровидения: высота потолка не менее 25 метров, самое ценное — нагрузка на крышу не менее 100 тонн, освещение. Евровидение — это не концерт на стадионе или в опере. Это телевизионное шоу на аудиторию в 230 миллионов. Заглушенные стены, спецэффекты и так далее... Все это очень легко интегрируется в выставочном центре. В этом объекте, наверное, самый дорогой пол в Украине, потому что там проводка электричества, сетей, канализации. Мы обеспечиваем все, от раздевалок до переговорных, с этим нет никаких проблем, не надо ничего строить, нужно просто смонтировать. Виталий Портников: Каков план подготовки, будет ли улучшаться какая-то городская инфраструктура? Алексей Резников: Бесспорно. План утвержден городским оргкомитетом. Есть правительственный и городской оргкомитет. В этом плане 150 пунктов: транспортная инфраструктура, медицина, благоустройство, озеленение, предусмотрен даже речной трамвайчик с Почтовой площади, от Речпорта, чтобы упростить дорогу до левого берега. А также будет происходить благоустройство соседних строек, ремонт дорог… Мы готовимся к приему гостей: конечно, мы должны навести порядок в квартире. Мы ожидаем порядка 20 тысяч иностранных гостей в течение двух недель. Кстати, специалисты по туризму говорят, что в среднем иностранный турист тратит в день сто евро, и это попадает в бюджет города, хотя и не напрямую. Можно посчитать ожидаемый совокупный доход города от этих туристов. Виталий Портников: Не опасаетесь ли вы, что многие туристы, которые традиционно приезжают на Евровидение, просто побоятся сюда ехать? Человек из такой страны, как Голландия или Дания, смотрит на карту, видит, что здесь стреляют… Идет конфликт на Донбассе, и мы не знаем, что будет в мае. Алексей Резников: До зоны конфликта 800 километров. Виталий Портников: Это мы с вами знаем, а человек из Нидерландов не знает. Алексей Резников: Захочет — посмотрит. Виталий Портников: Вы же сами говорите, что это не оперный концерт. Алексей Резников: На сегодняшний день ни одна страна не отказалась от участия (это показала жеребьевка). Это означает, что официальные делегации уже приняли решение, они приедут. А за ними поедут фанаты. Евровидение — это свободный, демократический музыкальный праздник. И эти фанаты не менее активны, чем футбольные. Когда происходит праздник футбола, это тысяч 70 одноразово, а здесь все-таки 20 тысяч в течение двух недель, нагрузка гораздо меньше. Мы точно обеспечим безопасность наших гостей. Виталий Портников: Когда Евровидение только начиналось как проект для проведения в Украине после победы Джамалы, я видел у многих чиновников просто откровенный испуг. С одной стороны, «очень хорошо, что мы победили», а с другой: «какой ужас, где мы возьмем средства?». Испуг прошел? Алексей Резников: Я часто бываю в Кабинете министров, когда проводятся заседания правительственного оргкомитета под председательством либо премьер-министра Владимира Гройсмана, либо вице-премьера Вячеслава Кириленко, либо министра культуры Евгения Нищука. Нет вообще никакого страха, а есть «заточенность» на результат, четко синхронизированные действия. Проходит много дискуссий, пришлось даже немножко менять законодательство, чтобы упростить и ускорить тендерные закупки. Мы отлично взаимодействуем с нашим Национальным общественным телевидением. Да, трудности есть, но это не проблемы — это задачи, которые решаются по ходу. Есть интересные дизайнерские решения – например, бренд с сохранением украинской аутентичности. Скоро будет презентован бренд вообще всего (по секрету скажу, что я его уже видел). Это брендированные вагоны метро и даже носки, стаканы и ручки. Это выглядит очень красиво, это будет здорово! Очень интересен проект сцены - я думаю, он тоже будет скоро презентован. Я стал знакомиться с миром Евровидения изнутри. Опытные люди говорят, что планка каждый год повышается, все время появляются какие-то новые требования. Поэтому украинское Евровидение-2017 будет точно интереснее, чем даже Евровидение Стокгольм-2016. Виталий Портников: Это, конечно, замечательно, но это всегда вопрос средств. Мы видели, как много денег потратили на фестиваль Баку или Москва. У Украины таких денег нет. Сравните бюджеты этого Евровидения и предыдущих фестивалей. Алексей Резников: Согласен. Но львиная доля денег, которые потратили наши коллеги-азербайджанцы, была вложена в строительство новой площадки, арена была полностью заново построена. В нашем случае будет только расход на аренду этого помещения - вот вам уже существенная экономия. Кроме того, задача - не пустить пыль в глаза, а сделать все качественно, эффективно и креативно. Это шоу для телезрителей, а они видят только арену. Представьте себе: в ангаре, в котором собирают самолеты… Была такая идея по поводу завода Антонова - там точно можно повесить больше, чем сто тонн оборудования. Но все-таки это на выезде, туда не очень удобно добираться, поэтому МВЦ был выбран как лучшая локация. Но мир увидит то, что внутри, и больше он ничего не увидит. Будут, конечно, отдельные репортажи о том, какие здесь рестораны, какие отели, как гуляли и веселились туристы. Еще будет очень хорошо звучать Евроклуб и Еврогородок, который, кстати, мы планируем делать на Крещатике, прямо рядом со зданием администрации, мэрии, Киевского городского совета (все это находится в одном здании). Там большинство гостей сможет послушать исполнителей вживую на сцене. Так что мы не боимся, мы сделаем это классно. Виталий Портников: Я очень хорошо помню: когда происходил Чемпионат Европы по футболу в Киеве и других городах Украины, было мнение, что все есть, а потом оказалось, что на самом деле с гостиничной базой все не так просто. Алексей Резников: Бесспорно. Но за это время введено в эксплуатацию несколько новых отелей. Есть стадион Олимпийский — это 70 тысяч одновременно. Я не знаю, какое тут будет конструктивное решение — это будут решать те, кто выиграл конкурс и кто занимается дизайном. То есть одновременно максимум может быть на полуфинале - допустим, 10 тысяч человек и еще полторы тысячи журналистов. Не забывайте, что болельщики и фаны будут приезжать и уезжать, их не будет одновременно 20 тысяч. Киев имеет ресурс - 19,5 тысяч койко-мест в самом городе, и есть еще ближайший пригород. 21 тысячу наших гостей мы можем поселить одновременно в отели от трех до пяти звезд. Так что у нас есть очень серьезный ресурс. Виталий Портников: Когда думали о Евровидении, Киев все-таки был одним из городов-претендентов. Не понимали, зачем нужно, чтобы Евровидение опять проходило в Киеве, если один раз это уже было. Тем не менее, все-таки остановились на Киеве. Это такая столичность, или, на ваш взгляд, у других городов просто не было таких технических возможностей? Алексей Резников: К сожалению, не было технических возможностей. В конкурсе было заявлено шесть городов— Львов, Херсон, Харьков, Одесса, Днепр и Киев. Если бы победил любой из этих пяти городов, кроме нас, мы бы с достоинством и радостью приняли эту победу и даже помогали бы. Но такой шанс у нас был, и мы с этим справились. Жюри отрабатывало каждый нюанс, а европейские требования включали в первую очередь способность обеспечить вопросы безопасности, а уже во вторую - саму локацию, арену, ее местонахождение… К сожалению, у нас в Украине недостаточно таких арен, где можно без сложностей смонтировать сцену и обеспечить зрительный зал. Одесситы и львовяне предлагали накрыть стадионы специальными конструкциями. Днепр предлагал восстановление их Дворца спорта, что в принципе возможно, но требует существенных вложений. К этому был готов Харьков, и мне нравилась его позиция. Конечно, было бы здорово, если бы у страны было много денег, тогда я бы сделал Евровидение в Херсоне, на границе с Крымом, поскольку Джамала как раз из Крыма. Можно было бы показать нашим оставшимся там, крымским согражданам: вот там Мордор, а здесь островок свободы. Это было бы круто, но это слишком большие вложения в аэропорт и прочее. Хотя другие маленькие города и даже поселки проводили целые зимние Олимпиады… Я думаю, будущее нашей страны позволит нам проводить такие праздники и в небольших городах, чтобы показать не только Львов, Одессу и Киев, но и другие города. Виталий Портников: Предыдущее украинское Евровидение, насколько я помню, проходило во Дворце спорта. Что случилось с этой ареной за десять лет? Алексей Резников: Она очень сильно морально устарела, уровень Евровидения ушел далеко вперед. У нее уже нет возможности технической нагрузки на потолок в сто тонн. И еще один интересный момент. На конец апреля приходится этап Чемпионата мира по хоккею, который получила Украина (дивизион А). Это тоже очень яркое событие для любителей хоккея. Федерация хоккея и болельщики напряглись, когда оказалось, что может быть конкуренция. Ведь по требованиям комитета мы должны уже 26 марта начать монтировать сцену. И тогда хоккей был бы под угрозой. Так что это тоже был компромисс: мы не теряем хоккейный праздник в Киеве и проводим Евровидение в мае. Кроме того, туда неудобно заезжать. Во Дворце спорта заезд снизу, с нулевого этажа, а вся арена этажом выше. Массивное оборудование надо будет завозить целый месяц. А в Международном выставочном центре большегрузные машины заезжают прямо в большие ворота. Преимущества очевидны. Виталий Портников: Мне кажется, на левом берегу Киева никогда не было таких крупных мероприятий. Алексей Резников: Было несколько концертов в этом Международном выставочном центре, и была очень большая конференция ОБСЕ. Виталий Портников: Во всяком случае, по телевизору этого не показывали. Алексей Резников: Да, действительно. Виталий Портников: Какие трудности вы видите на пути реализации проекта? Алексей Резников: Это, может быть, потеря времени или какие-то тендеры. У нас сейчас очень жестко урегулирована система закупок, это правильный подход в плане борьбы с коррупцией, но, в то же время, это сильно отягощает вращение быстрых колесиков. Почему некоторые правила были даже изменены голосованием в парламенте? Задача - не потерять темп, двигаться и выполнять план, который уже сегодня сверстан и написан, а не тянуть одеяло на себя между ведомствами, что присуще нашему обществу (это, наверное, еще советское наследие). Нет таких трудностей, с которыми не справятся страна и город. Не забывайте, что здесь мы инвестируем не только деньги, но и наши усилия в имидж страны, города, столицы. Мы должны развить то, что сделала Джамала, показать европейцам, что даже в состоянии войны, прямой агрессии со стороны соседней страны мы - уверенно стоящее на ногах государство. Виталий Портников: Насколько я понимаю, даже насчет бюджетирования мероприятия были серьезные дискуссии. Когда принимался госбюджет на этот год, пришлось забирать на фестиваль деньги общественного вещания, потому что иначе их просто неоткуда было взять. Алексей Резников: Бесспорно. По большому счету члены Европейского вещательного союза, то есть национальные вещатели должны проводить эти мероприятия за свой бюджет — это же их шоу. Но мы понимаем, что таких денег у нашего общественного телевидения нет, поэтому государство подставило плечо и выставило 15 миллионов евро на банковскую гарантию для фестиваля. Город сказал: и мы подставим плечо, - и добавил финансирование - 200 миллионов гривен. То есть киевляне помогли своими деньгами, территориальная община города Киева через депутатов Киевсовета приняло решение: да, мы выделяем из городского бюджета 200 миллионов гривен. То есть два бюджета, государственный и городской, вместе финансируют это мероприятие. Виталий Портников: А на что пойдет бюджет? Алексей Резников: Мы отдаем деньги в виде прямой субвенции общественному телевидению, они будут тратить, но наши люди в тендерных комитетах будут их контролировать. Основные траты будут на аренду арены, создание пресс-центра на 1500 человек, Евроклуб и Еврогородок. Еще - оплата ряда специалистов, в том числе иностранных, которые будут работать над проектом. Виталий Портников: Почему вы говорите о двух неделях? Евровидение - очень короткий фестиваль: несколько полуфиналов, финал - и до свидания. Алексей Резников: Есть еще репетиции: у каждого полуфинала будет своя репетиция, у финала тоже. На репетиции продаются билеты. Это полная версия полуфинала, только без голосования. Часто случается, что картинка во время репетиции, снятая в один дубль, ярче и лучше, чем картинка, которая получается на полуфинале или финале. В эфир иногда попадает картинка с репетиции. Так что событий будет шесть, и все это будет происходить раньше. Виталий Портников: Известна ли стоимость билетов? Сами украинцы смогут туда попасть? Алексей Резников: Безусловно. Компания выиграла тендер, она будет официальным распространителем билетов. Билеты скоро должны появиться в продаже, причем продажа будет онлайн, это электронные билеты. Вы можете зайти на сайт и купить себе билет от обычного до фан-зоны и до удобного VIP-места. Когда я спросил европейцев, где должны быть VIP-зоны для политиков, они говорят: в смысле? Ну, как же, наверное, захочет прийти президент страны, премьер, депутаты, министры… Они говорят: да, конечно, президенты, премьеры, конгрессмены и прочий политический бомонд имеют привилегированное место в первом ряду у себя дома на диване. Евровидение — это демократический проект, хотят — пусть покупают билеты. VIP-места будут для тех, кто купит билет подороже. VIP-мест для особо приглашенных не существует, кроме членов делегаций, у которых будет своя отдельная территория, где смогут находиться только члены делегации и исполнители — это и есть самые привилегированные люди. Виталий Портников: То есть Петр Порошенко может попасть в привилегированную зону, если станет тренером исполнителя, например. Алексей Резников: Хорошая идея! Виталий Портников: Как вы думаете, на Евровидении будут российские туристы? Алексей Резников: Конечно, я уверен, что они поедут. Это все-таки праздник, надо поддержать своего исполнителя. Я думаю, они смогут убедиться, что здесь никто никого не кушает, не пьет ничью кровь, что нет тех глупостей, которые распространяет их телевидение, увидят, насколько мы гостеприимны. Виталий Портников: А могут быть провокации? Ведь им же очень хочется показать, что это провальная история. Алексей Резников: Современный мир, к сожалению, не без провокаций. Увы, сегодня люди не чувствуют себя в безопасности ни в Ницце, ни в Брюсселе, ни в Стамбуле, ни в Берлине. У нас есть хороший опыт обеспечения безопасности. Напомню об июньском Прайде, например: все предрекали, что там будет что-то страшное. Мы сумели обеспечить безопасность участников этого шествия, и не было ни проблем, ни происшествий. Было много радикально настроенных противников этого шествия, но мы смогли это сделать, в отличие от прошлых лет, то есть опыт учит. Учится наша национальная полиция и другие правоохранительные органы. Сегодня мы уверены в том, что сможем локализировать любую провокацию. | |
|