Евровидение в Украине: поют, считают, шумят |
|
Уже не один год организация и проведение национального телевизионного отбора песни и участника на этот конкурс становится лакмусовой бумажкой менеджерской и творческой потенции руководства Первого национального. Каналу с потенцией хронически не везет.
Продюсер Мики Ньютон ради победы своей подопечной готов продать почку. Анна Герман подвергает сомнению результаты национального отбора на Евровидение и обещает обратиться по этому поводу в прокуратуру. Егор Бенкендорф объявляет "второй тур”, чтобы усмирить гнев власти. Певица Джамала, одна изтрех фавориток, категорически отказывается от этой очередной „гонки", намекая на коррупцию и пиар-выгоду для отдельных шоу-бизнесменов от такого скандала и якобы собирается выступать от России... …Итак, Украина, как вы поняли, в очередной раз выбирает своего представителя на телевизионный песенный конкурс Евровидение! Весело выбирает... Долго. Нервничая. Конкурс пройдет в немецком Дюссельдорфе в мае. Телекомпания, которая является организатором и официальным вещателем этого телевизионного действа, — Национальная телекомпания Украины. НТКУ — член Европейского союза вещателей, уважаемой организации телевизионных организаций измногих европейских стран (ЕСВ проводит и предлагает этот песенный конкурс для показа на 150-миллионную аудиторию Европы, Африки и Австралии). Сразу отмечу: к „домохозяйкам" этот телевизионный проект давно не имеет отношения — лет этак с 25! Украинские телезрители с 2002 года имеют возможность смотреть это яркое и профессионально сделанное зрелище. Что они с энтузиазмом и делают. Но уже не один год организация и проведение национального телевизионного отбора песни и участника на этот конкурс становится лакмусовой бумажкой менеджерской и творческой потенции руководства Первого национального. Каналу с потенцией хронически не везет. Не посчастливилось, да еще как, и теперь. Напомню: руководит украинским музыкальным телевизионным сектором на украинском государственном телевизионном канале известный специалист по фиксации и демонстрации женских прелестей на глянцевых страницах г-н Арфуш. Тут — точка. И сразу к действу. Проведение отборочного конкурса сезона-2011 было широко разрекламировано. Отбор стартовал еще в августе 2010-го. Интересно, что именно тогда было обнародовано положение о проведении отборочного конкурса. После объявления так называемого жюри, которое будет предварительно выбирать претендентов, украинские музыканты и продюсеры большим желанием „покорять Европу" не загорелись. И уже с первых секунд телепроекта стало понятно: отсутствуют четкие и понятные критерии отбора. Среди претендентов (в нарушение требований положения) оказались даже исполнители издругих стран. Конкурсантами стали и те, кто уже сделал свой выбор… в пользу других стран. По понятным причинам исчезло требование исполнять конкурсные песни на украинском языке. Конкурсанты вообще могли представлять на суд аудитории и жюри что угодно, а не песню, с которой они собирались ехать в Дюссельдорф. Одним словом, пой, что хочешь! Что и делали. В общенациональном эфире. Поначалу из 200 претендентов выбрали 35. Потом допустили к финалу 21-го участника. Осталось 19... На многих этапах специалисты, имевшие возможность слышать выступления на отборах, сразу обратили внимание на несоблюдение главного европейского требования: петь вживую без каких-либо прописанных в фонограммах вокальных партий. Но для исполнителей и их менеджмента главное было получить общенациональный эфир. При условии практически полного отсутствия украинской музыки в аудиовизуальном пространстве Украины (на радио и ТВ) такие эфиры действительно трудно переоценить... Ктому же с исполнителей не требовали взяток „за ротацию". Но в финале забавы с фонограммами были исключены — слишком много любопытных ушей вокруг. Вот и „посыпались" массово прямо в эфире воспитанники „фанерных" инкубаторов на различных коммерческих каналах, как гнилые яблоки со старого дерева. А некоторые исполнители просто отказались принимать участие в финальном конкурсном концерте. …В результате отборов специалисты и коллеги определили и потенциально интересных претендентов на победу. В частности, барышни Злата Огневич с украино-английской песней The kukushka и Джамала с англоязычной Smile. Первая песня несла яркие элементы украинского мелоса. Во второй поблескивали интересные и разнообразные ретромотивы. Обе исполнительницы имели определенный опыт работы в серьезных музыкальных коллективах и победы в довольно известных конкурсах. Претендовали на победу также Мика Ньютон и El Кравчук. Интересные композиции предложили Мила Нитич, Шанис, Иван Березовский и Владислав Левицкий... Эти исполнители обладали определенным уровнем вокального мастерства, артистизмом и сумели убедить свои слушателей. Главной особенностью телевизионного решения национальных отборов-2010 и 2011 стало выведение этого телевизионного продукта „за рамки" телекомпании, а также использование сторонних телевизионных производителей. Творческий коллектив Первого, имеющий многолетний опыт проведения телевизионных отборов, фактически... был отстранен от работы. Очевидно, это должно былочто-то дать? С одной стороны, это предоставило возможность погреться под солнцем мощно раскрученного и знакового мирового бренда нашим местным коммерческим „дядям" и „тетям". Уже второй год подряд! С другой стороны, эфир показал, что уровень телевизионного продукта, выработанный „варягами", не отвечает статусному уровню общенационального вещателя и больше напоминает эфиры на мелком кабельном коммерческом телеканальчике. Особенно это касалось апофеоза длительного действа — финала 27 февраля 2011 года. Желание „экономить" на производстве полномасштабного и качественного продукта ярко доказало неспособность руководства НТКУ привлечь серьезное финансирование и спонсорские средства даже на знаковые проекты Первого национального. Это серьезно разрушает и без того скромные возможности государственного вещателя противостоять нашествию коммерческих телеконкурентов. К тому же на страницах специализированных изданий обсуждалась возможность снова вывести потенциально уникальный ТВ-продукт в эфир коммерческих конкурентов Первого... Напомню, в 2010 году „параллельно" с Первым национальным зарабатывал и „Новий канал". В этом году речь шла о телеканале „Интер". Интересная логика... Практически перед финалом руководство НТКУ изменило условия голосования и подсчета голосов. Впервые была применена система: 10% голосов дают результаты интернет-голосования, 45% — SMS-голосование во время эфира финала и 45% голосов — баллы членов жюри. Интернет-сфера практически неуправляема. Конечно же, появились программы-роботы для „накручивания" голосов. И, конечно же, начались бурные протесты пользователей. Таким образом искусственно создавали имидж этого проекта? Возможно... Вот только украинские „выборы" этого не требуют. Все понимают, что такой шанс отечественным исполнителям не дает ни одна телекомпания и ни один телевизионный конкурс. Кроме того, в 46-миллионной стране в результате долгих и придирчивых поисков были найдены для судейства финала национального отбора два политика, менеджер, три певицы, два функционера НТКУ, поэт. Соответственно депутат Я.Табачник, заместитель главы администрации президента Украины А.Герман, Э.Клим, Руслана, Ани Лорак, Алеша, Е.Бенкендорф, В.Арфуш и Ю.Рыбчинский. Состав такого жюри доказал: не научились ничему... Потому что, как только в жюри появляются представители власти, голосовать начинает не народ, а электорат. Как известно, электорат у политиков — членов жюри— надежный, „канкретный", крайне дисциплинированный. При этом один нюанс, внесенный кем-то в условия голосования жюри, создал немалые проблемы! Европейский вещательный союз снимает с голосования позицию „11 баллов" и мир голосует ...9, 10 и 12. Такой подсчет позволяет уменьшить риск возникновения проблем с определением лидера. У нас считали... до 10. Кроме того, кому-то хотелось заработать — и отменили европейское условие „1 телефон — 20 SMS". Отмечу, что на все, о чем речь шла выше, Национальная телекомпания имеет полное право. Как телекомпания-организатор и официальный вещатель. По правилам Европейского вещательного союза... Вот только люди, которые являются лицом Первого в последнее время, на это права не имеют. Кроме того, зная вкусы представленных в жюри персон, нетрудно предугадать результат. И... вы не поверите: победила песня „Ангелы" в громком исполнении певицы Мики Ньютон. Стандартизированная российская попсня на тему „белых лошадей". Даже исполненная на английском — однако стандартизированная под формат „их радио". Закономерный и запрограммированный результат, когда наивные и открытые украинцы голосуют сердцем за качественное и модерновое (вторая — Злата Огневич, третья — Джамала и др.), а... побеждает... Возникла пауза... Сперва во время эфира, потом у экранов телевизоров... И началось. Публичная попытка пересчитать голоса. Ливень возмущенных телефонных звонков. Интернет-петиции. Открытые письма. Учитывая обещанные „открытость" и „прозрачность", а также полное отсутствие четкой позиции руководства НТКУ, началась почти паника: будет переголосование, будут петь заново... Даже после информационного ливня в эфире новостей Первого национального — ни звука! Ну и „начальство" тоже не может стоять в стороне. И не хочет. Анна Герман и „о прокуратуре", и „о сомнениях относительно справедливости", и „о комиссии по пересчету" уже заявила в СМИ. Скажете: цирк? Да нет, отвечу. Мелочность и „тусовочные" подходы руководства национальной телевизионной компании, приведшие к логическому и понятному результату. На пресс-конференции по поводу „попытки номер 2" — проведения еще одного финала, теперь уже „супер", — журналисты устроили веселый шум по причине подсчетов, провайдера, заявлений исполнителей... Вот только мой вопрос „Когда руководство НТКУ наконец освободит канал от одиозного и непрофессионального менеджмента в сфере музыки?" вызвал гробовую тишину. Г-н Бенкендорф начал рассказывать „о проблемах со шведами в Осло", о чем-то еще, о чем-то еще. Понимаю: трудно решиться. Но иного выхода нет — иначе будем ждать следующий провал. А еще нужна ясность, прозрачность, требовательность, жесткая и взвешенная позиция руководства НТКУ по отношению и к музыкантам, и к их менеджменту, и к зрителям. Но правила, нужно в конце концов стране сообщить, — одни и те же! На много лет вперед. Потому что речь в том числе и о бизнесе. Это позволит творить и рассчитывать перспективу. Комментарии для ZN.UA Василий ЛАЗАРЕВИЧ, певец, участник украинских еврогонок 2010 года: — На мой взгляд, нынешний скандал возник потому, что просто не смогли договориться между собой основные игроки такого мероприятия. Я вам не открою никакой тайны, если отмечу, что в нашей стране все обо всем договариваются! И на уровне таких шоу-бизнесовых соревнований и, очевидно, на уровне более весомых государственных наград... Следовательно, на этот раз не совпали вкусы лично Анны Герман и руководства НТКУ... Когда произошло так, как не понравилось Анне Николаевне, власть и пошла ва-банк! А в общем, я считаю, что именно власть уж слишком много внимания уделяет именно этому конкурсу эстрадной песни. Да, это популярное телевизионное шоу. Для многих исполнителей это большая „рекламная" площадка. Мне самому в свое время было интересно попробовать себя в качестве претендента на Евровидение... Но что касается престижа страны, с которым наша власть связывает этот конкурс, то не все так просто. Ведь есть серьезные имиджевые исполнители (такие как Ани Лорак, Руслана), и, конечно, тут можно говорить и об имидже государства... А есть на Евровидении исполнители откровенно эпатажные — такие как Сердючка... И разве стоит связывать именно с ними имидж Украины? Я так не считаю... Власть, с моей точки зрения, должна была бы так срочно заниматься не Евровидением (его вообще нужно перевести в сугубо коммерческую плоскость, не выделяя из государственного бюджета больших средств), а судьбами прекрасных украинских оперных исполнителей... Многих из которых больше знают в Европе, чем в Украине! Стоит заниматься музыкальными школами, музыкальным образованием. Стоит пропагандировать классику. У меня лично после прошлогоднего скандала вокруг Евровидения остался горький осадок, ведь после этого мне пытались перекрыть почти все эфиры, каналы… Но жизнь продолжается. И относительно того же конкурса у меня также состоялась определенная переоценка ценностей. Игорь ЛИХУТА, продюсер, муж Таисии Повалий: — В НТКУ выбрали правильный путь, когда решили проводить отборочные туры на Евровидение задолго до весны. И у многих исполнителей заранее была возможность предложить свои интересные песни на этот конкурс, ведь Евровидение именно конкурс песни. Впрочем, нынешний скандал произошел не потому, что в творческий процесс вмешались какие-то внешние силы. Я считаю, что сугубо внутренние противоречия его и спровоцировали... То есть не все исполнители-фавориты имели равные возможности — считайте, сугубо технические... Если на кого-то работает организованная "армия” пользователей, вся система SMS-голосования, то это одно дело. А если кто-то талантливый своими силами пытается привлечь внимание зрителей-слушателей, то это уже другое дело. НТКУ стоило четко определиться с системностью подхода к правилам голосования. Не может такого быть, чтобы с одного телефонного номера за одного участника принимали безумное количество SMS, и это определяло итог отборочных соревнований в Украине. Должны быть равные возможности, хотя к трем финалисткам я отношусь с одинаковой симпатией. Олег ВЕРГЕЛИС, ZN.UA: — В следующем году в состав украинского жюри накануне Евровидения крайне необходимо пригласить и министра внутренних дел Могилева, и министра обороны Ежеля, и министра иностранных дел Грищенко, и особенно министра по чрезвычайным ситуациям Балогу... Чтобы Анне Николаевне в таком приличном обществе и в дальнейшем было не грустно... Не грустно заниматься судьбоносными проблемами шоу-бизнеса. И чтобы уже окончательно эта шоу-бизнесовая гонка превратилась в откровенное посмешище. Не царское это дело — вмешиваться на высшем государственном уровне в подковерные страсти попсовых фигурантов. Это дело исключительно НТКУ — организации, которая должна отвечать за все подвиги и скандалы вокруг Евровидения: ведь эта компания и берет на себя определенные обязанности, обладает определенными правами. Нынешний скандал — еще один позорный пример слияния попсы и государства. Государства и попсы... То есть категорий, которые в адекватных социумах существуют якобы умышленно отстраненно. Государственное вмешательство не может быть направлено на подогрев пиар-имиджа певицам, о которых через два года, возможно, радостно забудут... Впрочем, понятно: на попсе и самой власти эффективнее пропиариться, чем, скажем, на восстановлении заброшенного музея в каком-то райцентре... ukrrudprom.ua, 09.03.11 | |
|