Хорошо то, что хорошо кончается. Именно эта мысль так и стучала в висках, после того, как руководитель Общественного Телевидения Исмаил Омаров объявил решение жюри: на конкурс «Евровидение» от Азербайджана поедет Эльнур Гусейнов. Но, обо всем по порядку.
Путь к успеху: «Day after day»
Да, день, которого мы с таким нетерпением ждали, наступил: мы выбрали того, кто будет представлять нашу родину на дебютном для Азербайджана конкурсе «Евровидение-2008».
Трудно передать словами, сколько переживаний было по поводу того, что мы не сумеем найти исполнителя, способного достойно выступить на этом престижном музыкальном конкурсе, трудно подсчитать, сколько нервных клеток было сожжено всеми, кто участвовал в процессе выбора того, кто в конечном итоге будет удостоен чести представлять Азербайджан в Белграде.
Я специально предпочел остаться дома, дабы наблюдать за телевизионной версией этого невероятного концерта, участие в котором, наряду с претендентами на поездку в Белград приняли и сразу три победителя конкурса «Евровидение» разных лет: три грации, три неповторимых голоса, три прекрасные исполнительницы турчанка Сертаб Эренер, украинка Руслана и сербка Мария Шерифович. Мой выбор вполне объясним: я хотел увидеть то, что увидят десятки миллионов телезрителей во всем мире, а не то, что увидели несколько тысяч зрителей Спортивно-концертного комплекса имени Гейдара Алиева. Увы, не обошлось без определенных чисто технических накладок. В частности, ведущим шоу, аки Дед Морозу на утреннике, пришлось несколько раз объявлять выход «супер-звезды» европейской эстрады Русланы.
Кроме того, запомнился и вызывавший улыбку момент, когда голоса ведущих, объявлявших следующий номер, звучали раскатистым эхо. Память услужливо подсказывала ассоциацию из любимого многими мультфильма «Ну, погоди!»: «Заяц, ты меня слышишь?!», эхом звучал голос Волка, «Да слышу, я, слышу», беспечно отвечал Заяц.
О, а чего стоит операторская работа: телезрители имели возможность в деталях разглядеть обувь Русланы, взгляды барабанщика в сторону кулис и прочие «спецэффекты». Не обошлось и без треволнений за судьбу финала. Ибо, выступления группы Unformal, а уж тем более Айнур Искендерли уж больно сильно контрастировали с выступлениями не только Сертаб Эренер, Русланы и Марии Шерифович, но и с выступлениями Эльнура.
К примеру, первый номер, с которым выступила группа Unformal показал, что одно дело выступать в концертном зале завода имени Саттархана, и совсем другое - готовится к участию в конкурсе «Евровидение». Очень слабый номер, да и исполнение было под стать ему.
Еще больший ужас обуял меня, когда на сцену вышла Айнур Искендерли. Я, конечно, понимаю, что упитанность девушки в Азербайджане приветствуется, но зачем с такими формами выходить на сцену, мне непонятно. Все потуги скрыть живот под костюмом провалились. А ведь Айнур не стояла на сцене, ее номер был не только песенным, но и танцевальным. Стало быть, нужно было приглядеться к фигурам Русланы, Сертаб Эренер, и сделать выводы. Увы, крайне слабо была подготовлена Айнур Искенедерли с хореографической точки зрения и все ее попытки танцевать в унисон с подтанцовкой выглядели комично. Что же касается вокала, то я не понимаю, с каких это пор истошное выкрикивание посреди композиции является гарантией успеха и признаком хорошего вкуса.
Еще больше пессимизма добавилось после того, как на сцену вышли сначала Сертаб Эренер, затем Руслана, а напоследок и Мария Шерифович. Выступления этих прекрасных певиц объединяло одно: сумасшедшая энергетика, целостность исполняемых композиций и образа, запоминаемость композиций. Последнее крайне важно. Ибо существует методология выявления степени успешности песни. Для этого несколько песен дают послушать 10 обычным слушателям, рядовым зрителям. И та песня, которую по окончании прослушивания могут вспомнить наибольшее число слушателей, и является хитом.
Повторюсь, прослушивание должно вестись обычными зрителями, а не специалистами и музыкантами: последние запоминают все мелодии. К чему я это говорю? К тому, что после выступления трех потенциальных участников «Евровидения» от нашей страны с первой песней, лишь композиция Эльнура Гусейнова отчетливо звучала в памяти. Я уверен, что композиция «If you never back» - это хит, который обязательно мог бы выстрелить в Белграде. Но я ждал окончания выступления, чтобы иметь возможность делать всесторонние выводы.
И время показало, что мои ожидания были вознаграждены! Все три участника выступили значительно лучше. Даже Айнур Искандерли не так уже раздражала своими многочисленными минусами. Уверен, что при определенных выводах и долгой кропотливой работе из этой девочки может получиться нечто вполне удобоваримое для среднестатистического азербайджанского слушателя, уставшего от «тойханы» и стремящегося к новому, более европейскому исполнению песни.
Значительно лучшим было и второе выступление группы Unformal. Синтез азербайджанской народной музыки и рок-музыки - прекрасная находка, с которой можно и нужно покорять ближнее зарубежье. Поэтому, я пожелаю этому коллективу удачи и спонсоров, способных вкладывать в перспективу, которая у группы, безусловно, есть.
А что было после? Шок, радость, гордость за страну, уверенность в успехе! Вот перечень тех чувств, которые я пережил после исполнения композиции «Day after day» в исполнении Эльнура Гусейнова и Самира Джавадзаде! Это надолго запоминающаяся композиция, это прекрасный вокалом обоих певцов, это звуки родного каждому азербайджанцу мугама, это целостный, великолепно срежиссированный, оригинальный номер! Браво, Эльнур! Браво, Самир! Уверен, что их выступление в Белграде надолго запомнится десяткам миллионов телезрителей по всему миру. А это гораздо большая победа, чем самое высокое место на конкурсе «Евровидение». Удачи вам, ребята!!!!
Шарль Форестье, Day.Az, 03.02.08
|