Попса с геополитическим подтекстом |
|
Стало уже традицией после празднования дня Победы настраиваться на другие победы. Во-первых, на победу в Чемпионате мира по хоккею, если мы до 9 мая еще не вылетели из play off. А мы в этом году пока в порядке - тьфу-тьфу, не сглазить бы. Во-вторых, на Чемпионате Европы по шоу-бизнесу, если наши патриотические эмоции успел хорошенько подогреть Первый канал. А он на сей раз был непривычно апатичен. Не могу сказать, что я так уж интересуюсь последними веяниями в поп-музыке, чтобы высиживать два вечера кряду у телевизора, наблюдая шоу «Евровидения». «Высиживаю» по другой причине. Меня, как и многих, наверное, интригует не шоу пения и пританцовывания, а шоу голосования. Это только на первый взгляд конкурс «Евровидения» кажется всего лишь смотром музыкальных достижений и успехов европейских мастеров поп-культуры. На самом деле он интересен и как индикатор регионального патриотизма. Интересно, насколько активно граждане Балкан болеют за своих, а жители Скандинавии - за своих. Любопытно, кому отдаст предпочтение старушка Западная Европа. В прошлом году у Димы Белана в кустах оказался рояль, из которого высунулась балерина, зачарованная исполнителем. Зал визжал от восторга, а мобилизированная Европа отдала второе место России. Успеху можно было бы порадоваться от души, если бы не первое место финских фриков «Лорди», которое они заняли с большим отрывом от нашего второго места. Раз золото оказалось низкого качества, то и серебро нельзя было счесть металлом высокой пробы. Само шоу Евровидения, как уже общепризнано, - зрелище унылое в своем красочном однообразии. Победитель, может,- и лучший, но среди нелучших. Может, этот рак - и рыба, но на безрыбье. Было также общепризнано в прошлом году, что триумф раков-фриков из Финляндии - смачный плевок в гламурно-блаженную физиономию самого конкурса. Уже тогда можно было предположить, что на следующий год появится еще несколько неуважительных к европейскому конкурсу приколов. Так оно, похоже и вышло. Дания представлена трансвеститом. Украина опять же - трансвеститом, но условно-карикатурным. Наблюдатели свидетельствуют, что нынешний конкурс будет отмечен невиданным до селе наступлением карнавальных клоунов, клоунесс, устрашающих монстров и прочих театрализованных вурдалаков. Израиль надеется шокировать политкорректную публику антииранской песенкой «Нажми кнопку». Россия со своей girls-band «Серебро», видимо, никого не шокирует. Она будет обольщать, поскольку почти по единодушному признанию экспертов, идеально вписалась в евростандарт. Максим Фадеев сочинил для нее, как выразился обозреватель «Взгляда», стильную песенку «с цепким битом и отменным бриджем», к тому же представляющую собой эротическую дразнилку для сексуально озабоченной Европы. Особенно, если принять во внимание еще и текст. Вот несколько строк в одном из подстрочных переводов с английского: «Мальчик ты хочешь меня получить В конце, концов, в ситуации большой аудио-визуальной дразниловки и всеобщего провокационного эпатажа интересно не кто, что и как поет. А кто за кого голосует. Предварительные расклады уже широко обсуждаются в сети. Так же есть информация о возможных триумфаторах. Тут в первую очередь важны показатели букмекерских контор. На этом фронте примечателен успех Верки Сердючки. На нее сделано так много ставок, что букмекеры вынуждены были их понизить с 33/1 до 9/2. Относительно высоко котируется и белорус Дмитрий Колдун - 8/1. Наше «Серебро» - 12/1. Здесь братья и сестры славяне, что называется в «топе». Они неплохо выглядят и в пречартах. Только здесь впереди Колдун - на третьем месте, а Верка и «Серебро» соответственно на 10-м и 11-м. Какие факторы еще работают? Конечно, промоутеры, энергичная поддержка могущественных звукозаписывающих компаний, обильные радиоротации... Нельзя не обратить внимания, что в последние годы конкурсы «Евровидения» стали фрагментом суб-гей-культуры. Наконец, надо иметь в виду, что Евроконкурс популярной песни - это один из самых широких и общедоступных каналов национально-государственного самоутверждения. Потому вокруг него и вскипают страсти, затрагивающие за живое низы и не оставляющие безразличными к ним верхи, которые летят на яркие зрелища, как бабочки на электролампочки. И особенно в тех случаях, когда страна, благодаря своему победителю получает право на проведение конкурса на собственной территории. Это для нее пиар на всю Европу и могучий рычаг самоутверждения. Как это бывает, мы видели два года назад, когда шоу проходило в оранжевом Киеве. А в этом году в конкурс включилась Грузия. И, похоже, с той же идеей. И что примечательно: ее представительницу Софо ведут к финалу пиарщики из Украины - те самые, что привели к победе украинку Руслану. Что еще более примечательно и знаменательно, так это мощная финансовая поддержка со стороны правительства Грузии. Репортерам, аккредитованным в Хельсинки, стала известна забавная подробность: вместе с певицей в Финляндию откомандированы ансамбль национального балета и личный повар президента Саакашвили. Это уже не частно-букмекерская, а государственно-политическая ставка, которая больше, чем любые деньги, поскольку на кону имидж амбициозного главы государства. Интересен во всей этой истории и геополитический расклад. Но не тот, который составляется и прикидывается профессиональными политологами и политиками в тиши своих служебных кабинетов, а тот, что не нарочно складывается в умах и сердцах простых граждан. Строго говоря, речь идет не о геополитическом, а о геопсихологическом раскладе. Он-то как раз и дает о себе знать в момент интерактивного голосования телезрителей. Политики на своем дипломатическом уровне могут, как угодно далеко заходить в личной неприязни в своих взаимоотношениях с сопредельными государствами. А вот насколько это отражается на взаимных отношениях частных лиц, - вопрос, ответ на который (хотя бы неполный и приблизительный) мы узнаем буквально завтра, в ночь с субботы на воскресение. Прошлый год, как мы помним, был омрачен эксцессом «газовой войны» между Москвой и Киевом. Тогда считалось, что украинцы должны были сильно невзлюбить нас и прокатить Диму Билана, но самую высокую оценку они поставили ему. Тогда, в прошлом году, несмотря на все трения между бывшими республиками Советского Союза, было видно, что на эмоционально-психологическом уровне мы все еще вместе. И даже страны Балтии с нами. И, что у нас, по-прежнему, общий культурный кров, общая историческая память. Минувший год оказался еще менее благоприятным для имиджа России за ее пределами - несколько знаковых «висяков» (Политковская, Литвиненко). Обострились отношения с Грузией. Теперь конфронтация с Эстонией. С Польшей не все ладно... Может и правда: мы окружены врагами, и для тех, кто с нами граничит, наша страна - не друг, а вдруг? Так вот: когда паны дерутся, хотелось бы знать, что думают друг о друге холопы из числа любителей поп-музыки? Что подумали, например, заграничные «мальчики» о наших «серебряных герлз», которые поют о своем, о девичьем. Поют они, напомню, следующее: «Мальчик ты хочешь меня получить Потому что я для тебя горькое лекарство Ты видишь, как я двигаюсь. Мое платье и мою блестящую кожу. Ведь ты знаешь, что у меня есть Место, куда ты еще не проникал. Притормози. Мальчик, ты же не хочешь разочаровать меня. Так что лучше остановись, слышишь!» Так, может, этот косноязычный лепет не только о космополитичной, общечеловеческой эротике, но и о национально-государственно ориентированных гражданских чувствах? Юрий Богомолов, rian.ru, 11.05.07 | |
|