В этом году местный отборочный тур «Евровидения» выглядел так, что, похоже, написать об этом правду и никого не обидеть невозможно. Порадовал разве что ведущий Денис Курьян, прокомментировавший искрометное выступление прошлогодней победительницы отборочного тура, поразившей публику джинсами, на филейных частях которых бисером было вышито имя лишь начинавшей тогда карьеру мега-звезды: «Чего только не сделает исполнитель, чтобы запомниться на «Евровидении»! Все мы хорошо помним эту надпись… сделанную бисером. Теперь ее имя знает вся Европа! » (неловкая пауза, аплодисменты). После этой двусмысленной презентации Смоловой Курьян радостно возвестил: «Интересно, чем удивят исполнители в этом году?»
Удивлять» - ключевое понятие в системе ценностей конкурсантов. Каждый год на отборочном туре участники подсознательно ориентируются на прошлогоднего победителя. Если в прошлом году все выдавали дикие танцы с демоническим «хей-хей », то на этот раз, вдохновленные победой хард-роковых монстров из Финляндии и успехом Димы Билана, соединившего неплохую песню с патологической хореографией, белорусы стремились шокировать. Фрик-парад удался на славу: здесь и ватно-марлевые ангелы, и психоделические афро-американцы, и сельская свадьба на манер Эмира Кустурицы. Не хватало разве что бородатой женщины и Мерилина Мэнсона. Впрочем, на Мэнсона до неприличия похож Виктор Пшеничный. Может, стоит сменить имидж и вставить в глаз белую линзу?
По ту сторону парада во Дворце Республики в студии БТ находились глыбы и мастодонты отечественной эстрадной культуры: Михаил Финберг, Ядвига Поплавская, Василий Раинчик, Александр Тиханович и др. Их представление ведущим состояло из сплошных регалий - «заслуженный», «народный», «художественный руководитель», «первый замминистра культуры».
В ходе презентации исполнителей звучали такие статусные понятия, как «премия», «грамота», «диплом», «отмечен», «гастроли за рубежом», «отечественные хит-парады», «международные фестивали и конкурсы». Это создавало впечатление, что все выступающие - элита белорусского шоу-бизнеса. Но когда об очередном исполнителе сказали, что он занимал первые места в огромном количестве «зарубежных музыкальных фестивалей и конкурсов», корреспондент «БелГазеты» встревожился. Редко какой из всех этих таинственных конкурсов, где наши артисты регулярно побеждают, бывает назван. Но если они постоянно побеждают на «международных фестивалях » и «гастролируют за рубежом », зачем им (и нам) «Евровидение»?
«Борнео» из Гомеля оказались клоном сразу всех бой-бэндов 90-х - от Backstreet Boys до N’Sync, но в припеве своей чудной песни про отпечатки пальцев вдруг громогласно закричали: «На-на-нанана!» на мотив «Крамы» «Гэй, там, налівай». Возможно, жюри и не знает, кто такой Игорь Ворошкевич, но впечатлительный корреспондент от такой несправедливости чуть не расплакалась. Группа «Сваякі» презентовала эстрадный трэш с национальными мотивами и забористым народным началом - нечто среднее между «Дикими танцами» Русланы и размашистой белорусской свадьбой в сельском клубе. Если бы на «Евровидение» поехали именно они, европейцы сразу бы въехали, как обстоят дела в белорусском шоу-бизнесе. А то, что у нас эстрада и сельская дискотека, в Европе нынче может запросто сойти за экзотику. Яркий пример - балканские танцы от Горана Бреговича: на родине это просто свадебная музычка, а европейским меломанам - элитарный фолк.
Впечатлила и трэш-дива Ирина Ярина с Украины. Кажется, ее специально привезли в Минск, чтобы дискредитировать образ современной украинской культуры в глазах белорусов. Великолепный номер исполнила Наталья Тамело, но, увы, песню с компрометирующим названием So Badly High вряд ли допустили бы к участию в конкурсе. Группа Litesound в очередной раз выдала американский рок, бесполезный для «Евровидения». Ребята, уезжайте в Штаты и штурмуйте тамошние лэйблы. Олег Карпенко со своей I feel good tonight пропел не очень качественную версию песни Tonight I Feel Alright белорусской группы Roublezone. Группа Dali - вполне яркие ребята, но подставились безынтересной песней, спетой на русском языке (а ведь неплохо поют по-английски!). Москвичи из XXXLight почему-то решили, что белорусов можно удивить дешевым r’n’b …
По-настоящему необычно выглядели разве что Виктор Пшеничный и вокальное джаз-трио New Generation - яркие девушки, смешивающие европейские традиции эстрадного вокального джаза с белорусскими. Их композиция «Беларусь» напоминала лучшие времена творчества «Песняров» - лирические многоголосья, народные мотивы плюс вполне приличный вокал. Жюри же повело себя предсказуемо. Объявили сразу трех победителей: Диму Колдуна, российскую певицу Диану Гурцкую и коллектив The Project, представивший невразумительное фрик-шоу с гангста-рэперами, «мамбо-итальяно», гигантской балалайкой и дурацкими шапочками (не хватало только цыган с медведями). Дальше началось что-то странное - повисла неловкая пауза, объявили результаты зрительского голосования: победил Дмитрий Колдун! Через некоторое время показали волнующееся жюри: оказывается, они выбрали только двух кандидатов - Гурцкую и The Project. «А Колдуна выбрали зрители!» - уточнили в жюри. Получилось неловко. Будет впредь наука: не стоит объявлять результаты зрительского телеголосования до того, как оно завершилось! Колдун - искренний парень, разве что песню ему лучше поменять, очень уж в стиле группы «Парк Горького». А если учесть тот факт, что он удивительно похож на Брайана Молко, есть шансы, что Европе он понравится.
Организаторы отборочного тура так и не осознали главного - в Беларуси никаких серьезных шоу-бизнесных традиций, помимо эстрадных, не существует. То, чем белорусы запомнились в рамках советской культуры, - это «Песняры», «Сябры», «Верасы» и Поплавская с Тихановичем. И отправлять на «Евровидение» надо того, кто напоминает эти коллективы, как бы странно это ни звучало. Европа почувствовала бы нашу «самобытность» и даже, наверное, искренне бы удивилась. Но жюри сделало ставку на «нестандартность». Кто поедет представлять Беларусь? Тот, кто докажет, что он удивительнее всех.
В этом году процедура выбора белорусского представителя главного европейского телезрелища серьезно отличалась от предыдущих. Извечный вопрос «Кто должен выбирать ?» при помощи телепроекта «Еврофест» разрешился справедливо: два претендента от жюри и один - от зрителей. Из более чем 60 композиций, присланных на конкурс и принявших участие в «живом» концертном прослушивании, жюри во главе с руководителем проекта «Еврофест» Александром Тихановичем, выбрало 15 песен, вышедших в финальный отборочный тур. Тройка финалистов поборется за путевку в Финляндию в рамках итогового концерта, где жюри (а не телезрители) и сделает окончательный выбор. Среди участников нынешнего отборочного тура на этот раз почти не оказалось мэтров эстрады и тех, чьи песни крутят по радио: ни Саши Немо, ни Искуи Абалян, ни Коррианны, ни каких-нибудь прославленных коллективов вроде Topless, Atlantica, «Чук и Гек» или Merry Poppins. Слушаем одно, а на «Евровидение» посылаем другое? Впрочем, не исключено, что матерые звезды и сами отказались от попыток попасть на «Евровидение»: лучше учиться на чужих ошибках, а не на собственных. Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ, belgazeta.by, 18.12.06
|